Цель: Ознакомить учащихся с типами семейных взаимоотношений и их роль в формировании своей будущей семьи.
Ход мероприятия
Организационный момент:
Ознакомление с типами семейных взаимоотношений (мини-лекция);
Ролевая игра «Семья- диктат», «Семья- опека», «Семья - демократия»;
Кластер – аппликация «Моя будущая семья»;
Методика «Незаконченного предложения «Моя семья»».
5. Подведение итогов.
1. Ознакомление с типами семейных взаимоотношений (мини-лекция).
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье. Это - диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Моя будущая семья" »
Тема: «Моя будущая семья».
Цель: Ознакомить учащихся с типами семейных взаимоотношений и их роль в формировании своей будущей семьи.
Ход мероприятия
Организационный момент:
Ознакомление с типами семейных взаимоотношений (мини-лекция);
Ролевая игра «Семья- диктат», «Семья- опека», «Семья - демократия»;
Кластер – аппликация «Моя будущая семья»;
Методика «Незаконченного предложения «Моя семья»».
5. Подведение итогов.
1. Ознакомление с типами семейных взаимоотношений (мини-лекция).
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье. Это - диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
1.Классификация типов семейных отношений
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.
Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может порождаться тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.
2. Классификация стилей воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.
Демократические родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Для воспитания адекватного представления нужна гибкая система наказания и похвалы ребенка. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью.
Личностной особенностью ребенка может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей: желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ее источником обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, нелюбимыми. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.
2. Ролевая игра «Семья- диктат», «Семья- опека», «Семья - демократия».
Учащимся предлагается поделиться на три команды и проиграть все три типа семейных взаимоотношений.
3. Кластер – аппликация «Моя будущая семья».
Учащимся предлагается вырезки из газет и журналов с фотографиями, клей, фломастеры, карандаши и ватман. Для составления кластера «Моя будущая семья».
Методика «Незаконченного предложения «Моя семья»».
Методика “Неоконченное предложение”
Для меня семья – это… то чем я живу, счастье, родные и родственники, самое главное в жизни, близкие,радость, дружные люди связанные любовью много лет, защита, спасение, любовь, все, это люди с которыми я живу, богатство, святое, моя душа, чудо,
Мы с одноклассниками часто… гуляем,играем, дружно проводим время, видимся в школе, встречаемся, ходим по покупкам, общаемся, приглашаем друг друга в гости, ссоримся, играем в ПК, разговариваем по телефону, ходим на тренировки,
В конфликте с родными …дерусь, не участвую, сразу же мирюсь, не разговариваю, не конфликтую, я плачу, я психую, извинюсь, я стараюсь его закончить, я виновата, я не обижаюсь, я пытаюсь их успокоить, мы ходим в поход, я молчу, я не лезу, я ругаюсь,
В конфликте с друзьями …не ссоримся, не желала бы входить в них, я ссорюсь, ругаюсь а потом миримся, не разговариваем, сразу миримся, я извиняюсь, не обращаю внимания, стараюсь все выяснить, я ухожу, я не вступаю, дружен, высказать свое мнение, я играю, обижаюсь, я очень милая,
Чтобы не было с родителями конфликтов, надо… все делать,слушаться их, уступать друг другу в мелочах, выполнять, не ссориться, вместе думать над конфликтом, с ними соглашаться, думать о последствиях, надо хорошо учиться, помогать им, их убедить в обратном, нужно читать.
Чтобы не было с одноклассниками конфликтов, надо…не надо ссориться,дружить хорошо, уступать друг другу, слушать друг друга, надо драться, надо настаивать на своем, не вмешиваться, им не лгать, молчать.
Если я ссорюсь с родителями, то из-за … того, что не поделили, разного, пустяков, , сестры, домашних дел,непонимания, чего-то главного, из-за оценок, плохого дела, уроков, из-за гулянья, меня, не ругаюсь.
Если я ссорюсь с друзьями, то из-за… того, что не ссорюсь, девочек, спора,пустяков,разного, недопонимания, из-за их вины, лжи, того что не хочу с ними дружить, того, что что-то не поделили, быстро мирюсь, футбола.