Классный коллектив взвода, руководителем которого я являюсь с 2011 года, был сформирован путём слияния двух классов. Коллектив был разобщённым, так как в каждом классе уже были сформированы собственные взаимоотношения между участниками, микрогруппы, лидеры. В классе возникали постоянные конфликты, непонимание, нежелание участвовать в любой совместной деятельности, что привело к необходимости создания авторской воспитательной программы «Содружество», направленной на сплочение коллектива, создание благоприятной обстановки для формирования личности суворовцев.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив - пожнешь личность. Классный коллектив - важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует учащихся, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Содружество" »
ФГКОУ «Московское Суворовское военное училище Министерства Обороны РФ»
Методическая разработка на тему:
«Содружество».
Автор: Басырова Зиля Ависовна
Воспитатель 3 взвода 3 уч.курса
Москва, 2013
1. Пояснительная записка.
Классный коллектив взвода, руководителем которого я являюсь с 2011 года, был сформирован путём слияния двух классов. Коллектив был разобщённым, так как в каждом классе уже были сформированы собственные взаимоотношения между участниками, микрогруппы, лидеры. В классе возникали постоянные конфликты, непонимание, нежелание участвовать в любой совместной деятельности, что привело к необходимости создания авторской воспитательной программы «Содружество», направленной на сплочение коллектива, создание благоприятной обстановки для формирования личности суворовцев.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив - пожнешь личность. Классный коллектив - важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует учащихся, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.
Каким же в современных условиях должен быть класс Суворовского училища, как коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого суворовца как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.
Программа «Содружество» призвана активно готовить учащихся к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе.
В программе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге, – воспитанию Гражданина. Программа включает в себя отдельные модули, каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи, содержание, методы и формы реализации.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (8-10 классы).
2. Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2011-2012учебный год.
2 этап -2012-2013 учебный год.
3 этап - 2013-2014 учебный год.
3. Целевые ориентации.
Цель программы - сплочение классного коллектива; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого суворовца с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Задачи:
Создать благоприятный психологический климат во взводе для детей и родителей.
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
Развивать потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
4. Педагогические технологии, положенные в основу программы.
.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические технологии:
технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
технология организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е.Щурковой;
Принципы воспитательной работы.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются следующими принципами:
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка в коллективе. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
6. Ожидаемые результаты:
ощущение себя равноправным членом общества;
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива;
принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
7. Показатели результативности:
создание сплочённого коллектива;
потенциальный рост ребёнка, как лидера в какой-либо области, отражающийся в личных достижениях ученика;
включённость каждого ребёнка в классный коллектив;
удовлетворение жизнедеятельностью в классе всех учащихся.
8. Содержание воспитательной работы.
Главным системообразующим фактором программы «Содружество» служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет
равенство всех участников;
ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Воспитательная работа состоит из модулей, каждый из которых, каждый из которых имеет свои цели, содержание и формы реализации.
Данная программа помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного коллектива и его членов.
9. Достижения и результаты функционирования программы.
Данная программа воспитания применяется мною на практике. Поставленные мною цели в 8 классах достигнуты. Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения и другими важными праздниками.
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям. Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в училище. Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Взвод пользуется авторитетом среди учащихся роты, учителя относятся к нему с большой симпатией. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. По итогам 2011-2012 учебного года на традиционном празднике окончания учебного года класс был признан самым дружным классом в роте.
10. Перспективы выполнения воспитательной программы.
Целевые установки, содержание данной программы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, создать сплочённый, дружный коллектив, воспитывающий каждого ученика как личность, являющийся подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.