Дидактическая игра «Мистер столяр»
Т.Ф. Коршак
учитель математики МБОУ Поливянская СОШ № 29
Песчанокопский район, Ростовская обл.
Дидактическая цель: обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме «Площади простых фигур».
Ход игры.
- Вводная беседа.
В начале урока учителю можно организовать виртуальное посещение строительных колледжей, лицеев с целью знакомства учащихся с многообразием строительных профессий. Посещение сайтов можно сопровождать рассказом о наиболее востребованной в настоящее время на рынке труда профессии столяра.
«Столяры требуются на фабриках по производству мебели, окон, дверей, других изделий из дерева. Они работают на строительных объектах, где выполняют монтаж и ремонт деревянных конструкций. Столяры востребованы и в машиностроительной отрасли при изготовлении моделей техники. Они работают в организациях, занимающихся ремонтом квартир, домов и офисов; изготавливают паркетные плиты и выполняют внутреннюю отделку помещений». Следует рассказать учащимся, что такое паркет и показать виды паркетных покрытий.
Учащимся предлагается принять участие в игре «Мистер Столяр» в роли столяров.
- Игровая задача.
На этом этапе раскрывается игровой замысел, который придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний; перед учащимися ставятся учебные задачи, которые надо решить в процессе игры.
Игровая задача: «Получен заказ на выполнение работ по настилке полов паркетом в игровой комнате детского сада размером 5,75 м * 8 м. Форма и размеры паркетных плиток: прямоугольный треугольник с катетами 20см, 15 см; параллелограмм со смежными сторонами 35 см, 20 см; равнобедренная трапеция с основаниями 20 см, 50 см и высотою 20 см. Число треугольных плиток – минимальное, количество остальных плиток - одинаковое».
Учебные задачи.
- Рассчитать количество паркетных плиток согласно условиям заказа.
- Используя полученные результаты изготовить модель паркетного пола в масштабе 1:10.
- Правила игры.
Наличие правил создаёт условия для самоорганизации учащихся, что в свою очередь способствует формированию в игре отношений содружества.
Задачей этого этапа является определение порядка действий и поведения учащихся в процессе игры с учетом дидактической цели и индивидуальных возможностей, задается рабочая обстановка.
- В игре участвуют 2 бригады, во главе каждой из которых стоит бригадир. Бригадир отвечает за дисциплину в своей бригаде и за выполнение учебных задач.
- Каждая бригада выполняет необходимые расчеты и изготавливает модель паркетного пола. Полученные расчеты необходимо сдать учителю.
- Время выполнения расчетов – 15 мин, время изготовления модели паркета – 15 мин.
- Результат должен быть получен обязательно!
- В игре побеждает та бригада, которая правильно и быстрее выполнит учебные задачи.
Рекомендуется учащихся разделить на две группы с приблизительно одинаковым уровнем знаний. Бригадиров выбирают учащиеся. Желательно, после ознакомления с правилами игры провести короткий инструктаж с бригадирами для точного понимания ими учебных задач. Остальные учащиеся в это время могут приступить к вычислению площадей данных фигур: прямоугольного треугольника, равнобедренной трапеции, параллелограмма, прямоугольника.
- Игровые действия.
На этапе игровых действий учащиеся должны применить свои знания, умения, навыки по теме «Площади простых фигур».
- Для выполнения задачи «Рассчитать количество паркетных плиток согласно условиям заказа» учащимся необходимо вычислить площади геометрических фигур, определить, как укладываются плитки - по длине или ширине пола, как будут чередоваться они в каждом слое, сколько слоев плитки укладывается на заданной площади.
- площадь прямоугольного треугольника - S = 150 кв. см.
- площадь параллелограмма - S = 700 кв. см .
- площадь равнобедренной трапеции - S = 700 кв. см.
Плитки укладываются слоями шириной 20 см. Слоев всего будет 40. Площадь каждого слоя - 11500 кв. см . В каждом слое трапеция чередуется с параллелограммом, по бокам – прямоугольные треугольники. В каждом слое - 2 треугольные плитки, 8 плиток в форме трапеции и 8 плиток в форме параллелограмма. Общая площадь - . Общее количество плиток: 80, 320, 320 штук. - Для выполнения задачи «Изготовить модель паркетного пола в масштабе 1:10» каждая бригада использует заранее заготовленные модели геометрических фигур, выполненные в масштабе 1:10.
На этом этапе учителю важно следить за сохранением интереса детей к игре, в случае угасания или отсутствия интереса своевременно принимать действия, ведущие к изменению обстановки.
- Финал игры.
Бригадир каждой бригады представляет результат работы своей бригады. Он рассказывает, как производились вычисления, демонстрирует изготовленную модель паркетного пола. Определяется победитель игры.
- Итог игры.
Здесь обсуждается, какие знания, умения, и навыки в области математики учащиеся обобщили, закрепили, освоили; результат усвоения математических знаний; какие качества обеспечивают успешность человека в профессии столяра. Необходимо поговорить о лучших моментах и недочетах игры, о причинах невыполнения учебных задач, стоящих перед учащимися. Выставить отметки отдельным учащимся.
Литература.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.