Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия»
Внеклассное мероприятие
«Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе»
Цели и задачи классного часа:
Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за коллектив и качеств лидера;
Активизация познавательной деятельности класса и сплочение классного коллектива;
Используя игровые формы, организовать досуговую деятельность учащихся и воспитать уважительное взаимоотношение друг другу.
Сплочение класса в ходе совместной деятельности;
Воспитание чувства дружбы;
Расширение представления детей о головных уборах.
Дать детям представление об особенностях их индивидуального стиля мышления
научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задач путем развития конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитическое и оценочное.
Ход мероприятия:
Учитель: Хочу начать наше мероприятие с легенды….с легенды о мудром волшебнике и о шести его сыновьях. Однажды, много лет назад в одной удивительной стране жил волшебник. Был он добрым и мудрым. Люди обращались к нему со всеми своими проблемами, любили и уважали его. На все вопросы умел находить он ответы. И было у него шесть сыновей, которых он очень любил. Но самым большим сокровищем его была шестицветная волшебная шляпа. Надев ее, человек становился самым мудрым на свете и мог решить любую проблему. Ведь это была думающая шляпа мудрости, предмет обожания и зависти многих мудрецов того времени. Но время летит неумолимо. Прожив с достоинством свой век, волшебник понял, что пришла ему пора умирать. Созвал он шесть своих сыновей, сказал: « О, милые сыновья мои. Самое большое сокровище, которое есть у меня – это думающая шляпа мудрости. Благодаря ей наша волшебная страна процветает и не знает бед. Я ОСТАВЛЯЮ ВАМ СЕЙ ЧУДЕСНЫЙ ДАР, РАЗДЕЛИВ ЭТУ ШЛЯПУ НА ШЕСТЬ ШЛЯП РАЗНОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОГ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ» С этими словами волшебник умер.
Прошло много лет…и вот что из этого вышло.
1. Владелец красной шляпы был очень эмоциональным, откровенным, у него было много друзей, он всегда был в центре внимания. Но у него также было много врагов, и государство его обнищало.
2. Сын волшебника со шляпой желтого цвета оказался в сфере позитивного мышления. Он умел видеть только лучшее в ситуации. Но не видел негативных сторон происходящего и люди злоупотребляли его добротой и пользовались его наивностью.
3. Владелец черной шляпы был очень осторожен. Он критически оценивал происходящее. Всегда мог предостеречь от недочетов и возможных рисков. Был сказочно богат, но не было у него друзей и близких людей, и к старости был он одинок.
4. Сын волшебника со шляпой зеленого цвета был очень творческой личностью, под его шляпой рождались нестандартные подходы, решения и идеи. Однако, много раз он очень рисковал и в результате приобрел много недоброжелателей и завистников.
5. Владельца шляпы белого цвета обсуждал только доступные ему факты и цифры, вел различные дневники, подсчитывал расходы. Был он очень богат, но скуп и не было у него преданных друзей.
6. Сын волшебника со шляпой синего цвета ставил цели для будущей работы и подводил итоги, но абсолютно ничего не предпринимал для достижения этих целей. В результате, он не смог осуществить ни одной.
А вы слышали о методе «Шесть шляп мышления»? Как Вы думаете, в чем он заключается?
Автором этого метода является Эдвард де Боно — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.
Простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы человек, меняет роли и ракурс рассмотрения вопроса. Этот метод применяется при проведении дискуссии, разрешении конфликтных ситуаций. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа».
Белая шляпа «Ученый» – объективные факты и цифры. Оценить уместность и точность информации, почти полностью лишенного эмоций. Какая есть информация, цифры, исследования, данные. Беспристрастная и объективная позиция, вычленяем рациональное зерно.
Красная шляпа – мышление связано с эмоциями и чувствами, а так же с нашей интуицией. Эмоции являются надежными индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса. Что мы переживаем по этому поводу, каковы наши ощущения.
Черная шляпа «Критик» – рассмотрение вопроса с негативной, критической стороны, выявляем недостатки вопроса. Рассматриваем все «подводные камни», акцент на критическое восприятие ситуации.
Желтая шляпа «Оптимист» – позитивное мышление, каковы положительные стороны рассматриваемого вопроса, акцент на плюсах.
Зеленая шляпа – выдвижение новых идей и взглядов на вещи. Поиск творческих идей и альтернатив. Разрушать стереотипы, целенаправленно искать новые идеи. Как это еще не реализовали, не рассматривали вопрос.
Синяя шляпа – философский взгляд на вещи, поиск скрытого смысла, переработка поступающей информации, контроль, обобщения и выводы о заданном вопросе.
А теперь давайте разделимся на подгруппы по 2-3 человека, выберем себе цвет шляпы и разыграть русскую сказку «Курочка-Ряба» с этой новой позиции.
Сказка «Курочка-ряба»
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое»
В конце сценки происходит обсуждение между учениками, в какой шляпе им было удобнее, какие чувства возникли при выполнении задания, было ли трудно разыгрывать сказку? Очень интересно, когда человек, носивший по жизни шляпу одного цвета, на занятии примеривает на себя шляпы других цветов. Это помогает ему лучше понять мысли и чувства окружающих его людей, возможность предвидеть реакции окружающих на различные ситуации.
Частенько говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А насколько головной убор может помочь нашей дружбе – вот в этом мы сейчас и убедимся. Итак…
Конкурсно-игровая программа
«Шляпное сражение, или пойми меня»
Ведущий: С минуты на минуту начнётся необычное сражение. Наверное, все вы любите играть и хоть раз в жизни пробовали себя в «морском бою», «крестиках-ноликах» и, признайтесь, просто в «дурака». А на уроках истории и литературы вы узнаёте о разных сражениях и боях.
А сегодня – впервые в истории нашего класса – Шляпное сражение! Командовать сражением буду я! Чтобы чего-нибудь не прошляпить, назначаю себе помощников – жюри, которые по совместительству будут выполнять функции вычислительной машины.
(Называет поимённо членов жюри.)
Ведущий: Ну, что ж, команды, собрались с духом перед решающей атакой? Вперёд!!!
Первый конкурс «Шляпочная перестрелка»
Ведущий: Чья команда больше назовёт головных уборов? Называть по очереди, повторяться нельзя.
(За каждый ответ – жетон кладут в шляпу отвечающей команде)
Второй конкурс «Меткая шляпа»
Ведущий: Для этого конкурса нужны по одному человеку от команды – они держат, шляпы, а все по очереди кидают мячи, которые надо поймать шляпой. Кто сумеет поймать больше мячей? А также в этом сражении победят самые меткие стрелки.
(Команды выполняют задание)
Третий конкурс «Перенеси в шляпе»
Ведущий: Здесь Вам требуется хорошая физическая подготовка, на поле боя мешкать нельзя. Вы должны все свои «снаряды» перенести в одной шляпе по очереди.
(Эстафета переносит мячи или кубики на расстоянии трёх-четырёх метров.)
Четвёртый конкурс Изучение шляпной темы
Ведущий: Пришло время проверить ваши шляпы на прочность.
Я бросаю в эту шляпу тяжёлые вопросы, с помощью которых мы и проведём изучение шляпной темы.
(Команды по очереди вытаскивают вопросы, 15 секунд на обдумывание.)
Вопросы
1). Какой головной убор предпочитал носить…
А.С. Пушкин? (Цилиндр)
Чарли Чаплин? (Котелок)
Юрий Лужков? (Кепку)
Из чего папа Карло сделал головной убор Буратино? (Из носка)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какую шапку нельзя нарисовать? (Невидимку)
Головной убор почтальона Печкина? (Шапка-ушанка)
(Команды выполняют задание)
Пятый конкурс«Угадай меня по шляпе»
Ведущий: Наше «сражение» продолжается и в «бой вступает самая тяжёлая артиллерия» - наши капам предлагается угадать героя по нарисованному головному убору:
берет (Мурзилка)
шляпа с пером (Кот в сапогах)
голубая шляпа с кисточкой (Незнайка)
колпачок (Буратино)
красная шапочка(Красная шапочка)
(Капитаны команд выполняют это задание)
Шестой конкурс «Сломанный телефон»
Ведущий: Вспомните детскую игру «Сломанный телефон». Впереди стоящие участники двух команд подходят ко мне и выбирают карточки, на них написаны слова. Вы должны передать его следующему. Чья команда будет быстрее? Последний произносит, то что услышал.
(Даются два слова: учебник для первой команды и дневник для второй)
Седьмой конкурс «Расшифруй слово»
Ведущий: Я загадываю слово в цифрах. Ваша задача – разгадать его. Обеим командам я раздаю алфавит, он вам поможет. Например, слово парта – 17 1 18 20 1. Цифры соответствуют порядковому номеру буквы в алфавите. Кто умнее и быстрее?
17 6 18 6 14 6 15 1. Слово состоит из 8 букв.
(даётся слово – перемена)
Восьмой конкурс «Составь слова»
Ведущий: Из данных слов каждой команде нужно составить/образовать 20 новых слов, используя только те буквы, которые входят в это слово. Чья команда быстрее?
Слова для команд: 1-ой – переэкзаменовка, 2-ой – синхрофазотрон. (Команды выполняют задание)
Девятый конкурс «Волшебная шляпа»
У нас есть волшебная шляпа, она умеет читать мысли… Давайте узнаем, что думают наши участники. Надеваем по очереди шляпу и включаем вырезки из песен (например, «а нам все равно», «тик-так ходики», «скоро стану я седым и старым» и т.д.)
Ну и в заключение нашего мероприятия, хотелось, чтобы осталась память о нашей встрече. Мы предлагаем каждой команде сделать коллажи и обменяться ими. Участники обеих команд делают коллажи из заранее приготовленных фотографий участников и картинок шляп, пишут пожелания, рисуют картинки. Когда все готово, дарят друг другу.
Жюри подводит окончательные итоги и объявляет команду-победительницу.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше соревнование. А знаете, почему вы с лёгкостью прошли все испытания, потому что вы – друзья и ваши хорошие отношения помогли вам! Бросаем шляпы вверх! Победила дружба, потому что «Всё дело в шляпе!»
Для проведения данного мероприятия можно класс украсить плакатами, где приведены изречения на тему дружбы. Ниже представлены некоторые из них:
«Настоящая дружба правдива и отважна» (ФридрихШиллер)
«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания» (Цицерон)
«Удачи паденья весь год,
Но встреча с друзьями – и всё заживёт.
Когда удалось нам до цели дойти,
К чему вспоминать о паденьях в пути.» (Роберт Бёрнс)