Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему "Вместе мы одна семья"»
Классный час «Вместе мы одна семья»
Цели:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Прививать любовь к родной стране.
Задачи:
Учить доброжелательности, стремлению понимать и принимать друг друга, развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, уважительного уважения к любям других национальностей.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся было дано опережающее задание:
Первая группа – найти в словаре лексическое значение слова «толерантность».
Ход классного часа.
Вступительное слово классного руководителя.
-Ребята, мы живем в огромной, многонациональной и многоконфессиональной стране с прекрасным и красивым именем Россия. На ее территории проживает более 190 народов разных национальностей: среди них большинство русские (77%), проживают татары, башкирцы, чуваши, чеченцы, марийцы, якуты, ненцы и другие народы.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Все это составляет смысл слова «толерантность».
Выступает первая группа учащихся. Они рассказывают о значении слова «толерантность».
Толерантность в переводе с латинского означает терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Это уважение к многообразию культур нашего мира. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, это то, что делает возможным достижение мира в стране и ведет к искусству жить всем вместе.
16 ноября объявлен Международным днем толерантности. Этот день отмечается с 1995 года. Двадцать лет назад представители более чем 185 стран мира подписали Декларацию Принципов толерантности, в которой четко определили этот термин.
Причиной появления этой Декларации стал дефицит терпимого отношения друг к другу. Поэтому хотелось бы, чтобы толерантность в нашей стране стала социальной нормой.
Выступление – сценка.
Звучит музыка, на фоне которой текст: «Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, мудрому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы она могла дружить со мной всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удачу, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. –Не знаю, кого выбрать.
- Твоя правда, - ответил Волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь. Но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Ученица спрашивает класс:
-А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Ученица спрашивает класс:
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ребята отвечают)
- Каким должен быть человек в общении с представителями других национальностей, культур, конфессий, социальных слоев? (Выпускники отвечают: «Важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, научиться находить точки соприкосновения».)
- Интересно, что слово «толерантность» в разных языках земного шара обозначает разное:
Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, расположенность к другим.
- Какое из определений вам больше всего нравится и почему? (Ребята отвечают)
- А что объединяет все эти определения? (Звучат ответы учащихся)
- Почему так актуальна толерантность сегодня? (Ответы)
Ученица подводит итог: толерантность – не пассивное покорение взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция, добровольное желание взаимодействия с другими этносами и социальными группами. Я бы выразила это определение в виде цветка. (Показывает плакат на доске)
Далее старшеклассница говорит:
- Но, к сожалению, есть люди, которые не разделяют эту точку зрения, они нетерпимы к людям других национальностей, выражают к ним пренебрежение, равнодушие и цинизм, они немотивированно агрессивны. Это интолерантные люди. В сегодняшней Европе мы видим массу примеров интолерантности по отношению к мигрантам из Сирии и стран Ближнего Востока.
Слово учителя.
- Очень неприятно смотреть на эти фотографии, но это, к сожалению, реалии современной жизни.
Пройдет полгода. Вы закончите колледж и станете полноправными участниками нашего общества. А пока вы будущие выпускники, и наша 404 группа – это маленькая, но дружная семья, в которой обучаются дети других национальностей.
Заключительное слово учителя.
Подводя итог нашему мероприятию, хочется пожелать всем, чтобы в нашей группе никогда не было ссор, обид, а царили доброта, уважение друг к другу и взаимопонимание.