Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс по теме: "Мы – хорошие друзья"»
Мастер- класс по теме: "Мы – хорошие друзья"
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри! Я, Егорова Светлана Александровна, являюсь классным руководителем 5"Б" класса НС школы №1.
Тема моего мастер-класса - "Мы – хорошие друзья!"
Цель моей работы - создание условий для развития сплоченного коллектива класса через групповое взаимодействие.
Для достижения цели считаю необходимым решить следующие задачи.
1. Сформировать у учащихся культуру межличностных отношений.
2. Помочь найти свое место в классе.
3. Научить быть толерантными.
В своей работе я придерживаюсь принципов открытости, эмоциональности, командности. Использую методы мотивации, стимулирования, воздействия на эмоциональную сферу, рефлексии. При этом я использую различные приемы, которыми я сегодня поделюсь.
Я пришла к вам сегодня с этим цветиком - семицветиком. Сколько лет я работаю классным руководителем и столько же цветик – семицветик сопровождает нас в пути.
Семь разноцветных лепестков – это семь основных направлений моей воспитательной работы:( слайд)
Сегодня я выбираю красный лепесток "Мы хорошие друзья!"– он отображает духовно-нравственное направление воспитательнойдеятельности классного руководителя. Он потому и красный, что этот цвет – символ красоты, сердечности и любви.
Лети - лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы мой класс стал дружным.
Но все мы взрослые люди. И понимаем, что по мановению волшебной палочки всё свершается только в сказке. А мы живём в реальном мире.
С проблемой сплочения коллектива я столкнулась, как стала классным руководителем. В первый раз, когда я пришла к детям в пятом классе. Я увидела умеющих и любящих учиться детей. Но дружного коллектива в классе не было. Казалось бы, сложились отдельные группы, так называемые команды, но они постоянно конфликтовали между собой. Также часто происходили конфликты между отдельными детьми. В эти конфликты втягивались и родители. И они готовы были враждовать очень долго. Так возникла необходимость создания дружного классного коллектива.
И начала я с этапов адаптационного периода. На первом этапе мы знакомились и изучали друг друга. Это мы проделывали при помощи различных игр.
Хотелось бы рассказать и показать приемы, которые я использовала на одном из этапов адаптационного периода.
А начнем мы наше взаимодействие с приветствия и комплиментов друг другу. Давайте встанем в круг! Комплименты будем делать по очереди. (Выхожу в круг.) Я начну первая: "Здравствуйте, Татьяна! Вам очень идет этот цвет…" (меняемся местами с Татьяной)…
- Вы поняли суть?.. Нужно только добиться, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Это важно!
Игры на узнавание друг друга Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет, довольно мало знают друг о друге. Они далеко не всегда представляют, кто из них чем увлекается, кто что любит. А ведь узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими – значит задуматься о разнообразии людей, попробовать принять чужие, пусть даже странные на твой взгляд интересы – значит проявить терпимость. С помощью игр на узнавание начинает создаваться атмосфера доверия и уважения в классе.
Визитная карточка Описание игры: играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме. Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».) Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например, сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».) Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».) Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я – Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д. Комментарий:
с этой игры можно начать работу с новым классом. В то же время ее можно повторить несколько раз в течение года, так как она требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал. При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника.
Ещё одна из диагностических игр на выявление личностных ценностей каждого ребенка я бы хотела предложить вам.
А теперь возьмите, пожалуйста, по одному лепестку из нашего цветка дружбы… Напишите свое имя. На другой стороне напишите слово "Я", затем нарисуйте стрелочку и напишите букву "Д", которая будет обозначать слово "друг". А теперь я прошу вас написать пять качеств, которыми, по вашему мнению, должен обладать ваш друг. Вам дается на это одна минута…
А теперь я прошу вас взять ручки и поставить знак "+" напротив тех качеств, которыми вы обладаете сами . Давайте проанализируем вместе наши результаты и попробуем методом экспресс-анализа определить, с кем бы вы могли продуктивно подружиться из нашей группы. (Формирую пару: Ирина, какое качество Вы хотели бы видеть в своем друге? Кто из присутствующих обладает этим качеством? А Вы, Лена, какое качество хотели бы видеть в своем друге? Это качество отмечено у Ирины. Следовательно, вы – ДРУЗЬЯ!)
На практике эта диагностика на самом деле сложнее и она имеет продолжение: по ее результатам я составляю таблицу, по итогам которой объявляю детям, кто с кем может (или должен) дружить. И здесь срабатывает эффект неожиданности: для некоторых это просто шок. Дети начинают пересматривать свои отношения и ценностные ориентиры.
Безусловно, формирование, а главное, удержание командного духа – это не одноразовая акция, а постоянно усложняющийся процесс, в ходе которого приходится находить новые приемы и формы даже в сложившейся системе воспитательной работы. И в этом мне очень помогает наш цветик-семицветик.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»