Научиться сохранять эмоциональное равновесие в разных жизненных ситуациях;
Ознакомление с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
Ход тренинга:
Упражнение-разминка «Карандаши»
Информационный блок: психология конфликтов
Практическая работа «Конфликтогены»
Тест самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте.
Ролевая игра «Конфликты»
Проведение анкеты обратной связи по тренингу.
1. Упражнение-разминка «Карандаши»
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала учащиеся выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнение подготовительного задания группа встает в свободный круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не выпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
Присесть, встать.
В дальнейшем упражнение усложняется.
● Сочетается одновременно два движения (шагнуть вперед – поднять руки)
● Использование не указательных, а безымянных пальцев.
● Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
● Выполнение упражнение с закрытыми глазами.
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от учащихся требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
2. Информационный блок: психология конфликта
Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
основные структурные элементы конфликта.
● Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
● Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает.
● Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно различаться у разных сторон конфликта.
● Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
● Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.
Причины возникновения конфликтов.
● Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностей.
● Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.
Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово».
Конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.
3. Практическая работа «Конфликтогены»
Ведущий рассказывает про различные разновидности конфликтогенов, участники придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где их использование привело к конфликту.
● Незаслуженные и унизительные упреки.
● Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
● Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
● Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
● Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
● Неуместная ирония, сарказм.
● Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар»
4. Тест «Самооценка конфликтности»
Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.
Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл – что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.
60 и более баллов – высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищети поводов для споров. Не обижайтесь если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?
50-60 баллов – выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже сли это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.
30-50 баллов – конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15-30 баллов – конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих.
Бланк
1
Рветесь в спор
7 6 5 4 3 2 1
Уклоняетесь от спора
2
Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений
7 6 5 4 3 2 1
Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3
Считаете, что добьетесь своего, если не будете рьяно возражать
7 6 5 4 3 2 1
Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4
Не обращаете внимание на то, что другие не принимают доводов
7 6 5 4 3 2 1
Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5
Спорные вопросы обсуждаете в присутствие оппонента
7 6 5 4 3 2 1
Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6
Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку
7 6 5 4 3 2 1
В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7
Считаете, что в споре надо проявлять свой характер
7 6 5 4 3 2 1
Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8
Не уступаете в спорах
7 6 5 4 3 2 1
Уступаете в спорах
9
Считаете, что люди легко выходят из конфликта
7 6 5 4 3 2 1
Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10
Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя
7 6 5 4 3 2 1
Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины
5. Тест «Тактика поведения в конфликте»
Учащимся предлагается ответить «да» или «нет», оценив применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. За каждый ответ «да» присваивается 1 балл, «нет» - 0 баллов.
«Избегающий конфликта»
Всегда проигрываете в конфликте.
Считаете, что конфликта надо избегать.
Выражаете свое мнение извиняющимся тоном.
Считаете, что проиграете, если выразите несогласие.
Удивляетесь, почему другие вас не понимают.
Говорите о конфликте на стороне оппонента.
Воспринимаете конфликт весьма эмоционально.
Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций.
Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт.
Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта.
Интерпретация результатов.
8-10 баллов – в поведении выражена тенденция к конфликтности.
4-7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному повендению.
1-3 балла – выражена склонность к избеганию конфликтного поведения.
«Действующий напором»
Часто подтасовывает факты.
Действует напролом.
Ищет слабое место в позиции оппонента.
Считает, что отступление ведет к «потере лица».
Использует тактику «затыкания» рта оппонента.
Считает себя знатоком.
Нападает на человека, а не на проблему.
Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т.д.).
Считает, что выигрыш в аргументах очень важен.
Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом.
Интерпретация результатов:
8-10 баллов: явно выраженная тенденция действовать напролом.
4-7 баллов: средне выраженная тенденция действовать напролом.
1-3 балла: тенденция действовать напролом не выражена.
Вопросы для обсуждения
Насколько совпали результаты, полученные в первом и втором тестах? Если совпадение неполное, то в чем причина этого
Конфликтность – всегда ли это плохо? В чем конфликтность может помочь, а в чем помешать самому человеку и окружающим?
От чего зависит, когда лучше избежать напряженности в отношениях, а когда можно пойти напролом?
6. Ролевая игра «Конфликты»
Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами учащиеся. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.
Примеры конфликтных ситуаций
Ты договорился(лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»
Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».
Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она не свежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».
Психологический смысл игры. Актуализаций знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.
Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).
Анкета обратной связи по тренингу
Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным. Подписывать этот листок не обязательно.