« НИКТО НЕ СТАНЕТ МУДРЫМ, НЕ БУДУЧИ ТЕРПИМЫМ» (Ф.БЭКОН ),
« ДОБРО ТВОРИШЬ - СЕБЯ ВОЗВЫШАЕШЬ, ЗЛО ТВОРИШЬ - СЕБЯ УНИЖАЕШЬ» (СОЛОМОН).
IВступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители и присутствующие гости, дорогие ребята! Наш сегодняшний совместный классный час не случаен. Пусть вы дети, учитесь ещё в 7 классе, пусть вы не ушли ещё из школы, но придет то время, когда вы, ребята, должны будете переступить её порог, станете взрослыми. От вас самих зависит, как сложится ваша жизнь, будет ли она сложной, или вы проживете её честно и достойно.
А ведь наша жизнь так коротка! Она не имеет ни черновиков, ни дублей. Ни один день не возвратишь, не проживёшь заново. Даже день! А если много дней, то тогда целые годы пролетают беспамятно и бездумно, будто их и не было вовсе!
Вы, ребята уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Это и горести. Поэтому те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, хорошо учились, набирались мудрости, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить на всем готовом, за спинами родителей и других близких им людей. Все препятствия им потом приходится брать «с боем». А кому приятно всю жизнь воевать?
Поэтому наша задача сегодня на классном часу состоит в том, чтобы помочь вам правильно выбрать то, что может пригодиться в жизни каждому из вас в нашем неспокойном современном обществе. Дать вам мудрые советы и наставления, напутствия и пожелания.
Итак, наш сегодняшний классный час мы назовем « УРОКОМ МУДРОСТИ».
• С чего начинается мудрость? (или что нужно для того, чтобы стать мудрым?)
• Как она формируется?
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы.…
- Назовите ассоциативные, ключевые слова к слову
МУДРОСТЬ
Знания, труд, опыт, жизнь, учёба
-Учащиеся составляют ассоциативную карту.
-На уроках истории, литературы вы уже получили разные сведения о том, что нужно знать человеку о жизни в обществе. Поэтому, какие «кирпичики» в первую очередь положить в фундамент собственной жизни вы уже, наверное, знаете.
-Посмотрите внимательно на рисунок (на рисунке изображён плывущий по волнам корабль).
-Мачта, открытая всем ветрам и бурям. И она бы давным-давно рухнула, если бы не растяжки, которые ее удерживают в вертикальном положении. Чем больше растяжек - тем прочнее она стоит на ветру.
-Так и человек. Чем больше «подпорок» он сам для себя создал, тем прочнее и лучше его жизнь. Тем легче он будет противостоять жизненным бурям.
-Послушайте притчу, осмыслите её(классный руководитель читает притчу).
«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
-Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины...»
-Подумайте и ответьте, почему так поступил Бог?
-Учащиеся отвечают, выдвигают своипредположения.
-Так вот и я в ваши ладони сейчас тоже положу этот символический кусочек глины (чистые листы бумаги) и давайте попробуем, работая в группах, вместе дать названия тем "подпоркам", которые поддерживают человека в жизни, делают его счастливым. В помощь вашей работе будет просмотр фильма- притчи «Посмотри на жизнь с другой стороны».
II Работа и обсуждение в группах.(5-7 мин.)
-Всем присутствующим было предложено в своих группах написать на «кирпичиках- листках» слова, значения которых можно превратить в «подпорки, поддерживающие человека в жизни». А затем объяснить их значение в жизни каждого человека.
III Творческая защита работ.
-Группы учащихся и участвующих вместе с ними родителей выступают и доказывают, что выбор ими определенной «подпорки» обоснован и обдуман. Объясняют значимость выбранных слов в жизни человека и выстраивают их в определенной последовательности. Группы могут дополнить или возразить друг другу.
«Кирпичики», предложенные учащимися для закладывания фундамента будущей жизни :
• конституция и законы;
• компьютер;
• иностранные языки;
• сильная воля;
• физическое здоровье;
• благоразумие
• отсутствие вредных привычек (курение, пьянство, наркомания и т.д.);
• настоящие друзья;
• семья;
• знание людей;
• вторая профессия;
• общая культура;
• чувство ответственности .
-Когда выступления закончились, внимание учащихся было обращено к еще одной притче:
«Трое смотрят в лужу.
Один видит себя.
Другой - Луну и звёзды.
Третий - грязь.
У всякого своё - зрение...»
-Поэтому и у вас, ребята, в разных группах получились разные «подпорки». Но есть и одинаковые, давайте выделим их: (другие учащиеся выделяют общее в группах, дают свои пояснения).
1.Первую можно назвать "ХОРОШЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
В самом деле, если человек хорошо образован в разных областях знаний, то он везде будет нужен. С ним интересно общаться. Значит, рядом с ним появятся интересные люди. Его всегда пригласят на высокооплачиваемую работу. Любой организации нужны образованные люди. Начать свое собственное дело образованному человеку значительно легче.
Необразованные или плохо образованные люди тоже нужны. Но для выполнения неинтересных работ. К тому же плохо образованных людей больше. Значит, придется им постоянно состязаться за право занять свое место под солнцем. Образование - очень прочная жизненная опора!
2.Вторую "подпорку" можно назвать - "
Цель". Каждый человек должен поставить перед собой цель и всеми силами в течение своей жизни стараться её достичь. Целеустремлённость- это хорошая «подпорка» в жизни.
3.Третьей могла бы быть- "ЗНАНИЕ СВОИХ ПРАВ".
Хорошо, если человек точно знает, на что он может рассчитывать в жизни. Разве придется ему тогда стоять перед кем-нибудь, согнувшись в три погибели? Он воспользуется своими правами, он сумеет их защитить. Или обратится за защитой в суд, к другим государственным органам. И так далее.
-В заключении этого этапа нашего классного часа вашему вниманию предоставляется просмотр презентации «Мудрые слова». (перед просмотром даётся задание: выбрать самые мудрые слова и пояснить, почему именно они привлекли внимание).
IV«Визитная карточка мудрости»
- Сегодня мы пригласили в гости двух прекрасных, мудрых бабушек и попросили их поделиться тем жизненным опытом, который они приобрели в течение всей своей жизни
- Перед выступлением слово даётся их внучкам: им заранее было дано задание подобрать 5 самых лучших эпитетов, характеризующих их любимых бабушек. Девочки говорят, что их бабушки самые добрые, заботливые , мудрые, готовы всегда прийти им на помощь.
-Рассказы бабушек о своей жизни, передача накопленного жизненного опыта, напутствия и пожелания, советы, как нужно правильно, честно и достойно прожить свою жизнь
V Рефлексия
1.Словарная работа.
Задание: подберите слова-синонимы к слову милосердие. Ребята говорят, что это слова – добро, внимание, забота и другие.
-Разговор о милосердии, внимательном отношении к пожилым людям, хранителям мудрости на земле. (Презентация о Дне пожилого человека)
-Скажите, только ли 1 октября нужно вспоминать о пожилых людях? Подумайте сейчас, как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам, проявляете ли вы к ним максимум внимания и милосердия?
-В процессе беседы ребята сами говорят и приходят к выводу, что нужно уделять больше внимания и любви пожилым и умудрённым жизненным опытом людям.
2. Подведение итогов.
-Выступление школьного библиотекаря о книгах, содержащих много мудрых мыслей.
-Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. После просмотра презентации «Притча о двух волках», попрошу каждого из вас ответить на вопросы саморефлексии, которые видны на экране:
- Что вы поняли, просмотрев эту притчу? Как нужно строить каждому из вас свою жизнь?
-Ребята отвечают, делятся друг с другом своими мыслями.
-В конце урока классный руководитель раздает всем памятку-буклет с мудрыми
высказываниями разных авторов.
Памятка
1. Мудрые говорят только о том, что знают.
Дж. Р. Р. Толкиен.
2.Существует не только мудрость разума, но и мудрость сердца.
Чарльз Диккенс.
3.Не стоит путать знания и мудрость: знания просто помогают выжить, мудрость помогает самостоятельно построить свою жизнь по собственному плану. Сандра Кэри.
4.Мудрость — это высочайшая степень счастья. Сократ.
5.Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. Уильям Джеймс.
6.Кто мудр, тот и добр.Сократ.
7.Мудрость людей измеряется не их опытом, а способностью его приобретать. Бернард Шоу.
8.Мудрость — это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер.
9.Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек — всего от других. Китайская пословица.
10.Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру. Гиппократ.
11. Проявить мудрость в чужих делах, куда легче, нежели в своих собственных. Франсуа де Ларошфуко.
VII Заключение – напутствие.
Письмо к ребятам от мудреца (вбегает письмоносец и читает письмо)