Классный час по профориентации
«Я и моя будущая профессия»
Ход занятия
Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Способы выбора профессии:
Какие способы выбора профессии вам известны?
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Задание группам:
Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
- Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
- Какие требования предъявляются к рабочему месту;
- Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
- Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек | Человек-природа | Человек-техника | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор | Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик | Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
Задание группам:
Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:
- высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
- быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.;
- восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- наблюдательность;
- показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
- разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- скорость мыслительных действий;
- способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- способность быстро и точно принимать решения;
- инициативность;
- хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- разборчивость речи;
- устойчивость к стрессам;
- уравновешенность;
- показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
- стремление к развитию в работе, к руководству;
- опыт профессиональной деятельности.
выступление команд по темам заданий.
Подведение итогов.
Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
- Чем тебе интересно заниматься?
- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
- Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?