Классный час в 7 классе на тему «Как наладить отношения с родителями»
Классный час в 7 классе на тему «Как наладить отношения с родителями»
Классный час был подготовлен и проведён школьным психологом по запросу классного руководителя 7 класса, с целью дать подросткам представление о том, как воспринимают своих детей родители, каковы истоки их строгости и придирчивости, в чём причина взаимного непонимания; научить сглаживать и конструктивно разрешать конфликты с родителями, используя их предмет во благо развития добрых, доверительных отношений в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час в 7 классе на тему «Как наладить отношения с родителями»»
Классный час в 7 классе на тему
«Как наладить отношения с родителями»
Автор: педагог-психолог Вагнер Л.В.
Цель: дать подросткам представление о том, как воспринимают своих детей родители, каковы истоки их строгости и придирчивости, в чём причина взаимного непонимания; научить сглаживать и конструктивно разрешать конфликты с родителями, используя их предмет во благо развития добрых, доверительных отношений в семье.
На доске цитаты:
1) Взрослые НЕВОЛЬНО приукрашивают свое прошлое.
2) Ощущение ответственности за своего ребенка остается у родителей на всю жизнь.
3) Поколение родителей ничем не лучше современной молодежи.
4) Твоим детям тоже будет неинтересно то, чем ты увлекаешься сейчас.
5) Каждый человек (и ты, и родители) имеет право на свое мнение, даже если оно ошибочно.
6) Ты и родители – вы очень нужны друг другу.
7) Тот, кто мудрее – сделает первый шаг навстречу.
8) Твои дети будут относиться к тебе так же, как ты сейчас относишься к своим родителям.
9) Переделать родителей ты не сможешь, но изменить свой характер – вполне.
10) Учись влиять на людей, начиная с родителей.
Ход классного часа.
Ролевая игра «Из жизни племени», с ведением видеосъёмки.
Для начала психолог предлагает ребятам расслабиться после учебного дня и поиграть.
Условия игры. Класс делится на две группы, одна из которых – старшие члены племени, а другая – молодёжь племени. Даётся вводная. Остров, на котором проживает племя, стал сдавать позиции: исчерпались ресурсы для охоты и собирательства, резко уменьшается количество деревьев, служащих топливом для костра, и т.п. Условия жизни племени ухудшились, перспектив не видно. И вот однажды молодёжь, без ведома взрослых, ночью отправилась в плаванье и нашла новый остров, изобилующий ресурсами для жизни племени. Вернувшись – молодёжь стала уговаривать стариков покинуть прежнее место обитания и перебраться на новый остров.
Задача игры. Молодёжь стремится убедить старейшин в необходимости переехать на новый остров, а старейшины убеждают молодёжь в необходимости остаться на прежнем месте. Ведётся видеосъёмка. А перед показом отснятого поясняется суть игры: вот так и в жизни – старики борются за привычные им взгляды и принципы, отстаивают их, а молодёжь пытается отрицать всё старое и навязать старикам своё – «новое и прогрессивное». Это часто является причиной конфликта взрослых и подростков. Как можно избежать в данной ситуации конфликта? – тема для беседы после просмотра видеосъёмки.
II. Ребенок не взрослеет никогда?
Бег времени в каждом возрасте ощущается по-разному. В наших воспоминаниях время тоже живёт своей, далекой от реальности, жизнью. Родители часто живут воспоминаниями о прошлом – прошлое им кажется лучшим временем в их жизни.
Ощущение ответственности за своего ребенка остается с взрослыми на всю жизнь.
III. Родители всегда недовольны.
Взрослые невольно приукрашивают свое прошлое.
Всё плохое забывается, вспоминается только хорошее. Юность кажется взрослым замечательным безоблачным временем.
Родители тебя не понимают не потому, что они такие ограниченные, а потому что вы – люди разной эпохи.
Конфликт поколений существовал во все времена. Это – закон природы.
Поколение твоих родителей ничем не лучше, чем современная молодёжь.
Нас не понимали наши родители, как современные родители не знают и не понимают своих детей. У твоих предков, когда они были подростками, наверняка тоже возникали проблемы с их родителями.
IV. Если взрослые ошибаются.
Как поступать, если ты считаешь, что родители неправы?
Каждый человек имеет право на свое мнение, даже если его считают ошибочным. В том числе – и твои родители.
Относись с уважением к мнению родителей, но при этом ты можешь оставаться при своем мнении.
Бывает, отец или мать говорят то, что тебе не очень нравится. Не можешь их переубедить – не конфликтуй.
Никогда не осуждай образ жизни и прошлое своих родителей.
Будь просто терпим к мнению родителей, даже если считаешь, что они неправы.
Почему надо быть терпимым? Потому что родители – единственные люди на Земле, которых ты терпеть обязан: они дали тебе ЖИЗНЬ.
V. Вы нужны друг другу!
В поведении подростка существуют особенности: стремление к самостоятельности, к проведению времени в компании сверстников, склонность к подражанию. Родители начинают тревожиться, не зная – что происходит.
* В душе подросток неуверен в себе, и ему очень нужна поддержка родителей. Сам он может даже не осознавать этого.
На не опека родителей, а поддержка на равноправных основаниях. Родители дали жизнь, обувают-одевают, кормят – и он обязан. Но подросток не считает это подвигом.
С взрослением ребенка модель взаимоотношений в семье должна меняться.
* Родителей не выбирают – они такие, какие есть, их не изменишь.
Нельзя подходить к современным подросткам с той же меркой, что и двадцать лет назад.
* Тот, кто считает себя мудрее другого – должен сделать шаг навстречу первым.
Конфликтуя, можно лишиться поддержки родителей, а ведь без неё не обойтись. Не надо кланяться им в пояс – надо просто чуть-чуть тепла, добрых слов и понимания. Ссоры с родителями не проходят бесследно для их здоровья.
* Через время ты сам можешь оказаться на месте родителей, и тогда поймешь, что самую большую боль причиняют им именно дети.
Чужой человек – чужой. Его слова и поступки не воспринимаются остро. Можно просто перестать общаться. Но от своего ребенка родители отказаться не могут.
* Твои дети будут относиться к тебе так же, как ты сейчас относишься к своим родителям.
VI. Борьба за независимость.
Все подростки стремятся к независимости.
Только вне школы и дома подростки чувствуют себя независимыми. Маленькие дети более нуждаются в помощи родителей, но всё равно со временем «восстают» внутри себя, затаив обиду. Подростки приходят к открытому сопротивлению.
Малыши таят недовольство зависимостью в душе, подросток переходит к открытому сопротивлению.
Когда человек слышит фразу, сказанную командным тоном – в его сознании возникает психологический зажим, и он иногда автоматически поступает наоборот. Но человек взрослеет – и тяга к отрицанию проходит. Если нет – то проблемы с психикой либо задержка развития.
Стремление всё делать наоборот называется негативизмом.
Если ты неосознанно поступаешь не так, как советуют взрослые, а наоборот – ты не виноват, так устроена подростковая психика.
Переделать родителей ты не сможешь, но изменить свой характер - вполне.
Подросток становится замкнутым, потому что не верит, что родители его поймут и не осудят. Либо – оберегает покой родителей, скрывая что-то неблаговидное.
Не все поступки, которые осуждают родители, на самом деле стоит совершать.
Часто можно слышать упрёки от родителей «А мы тебе говорили….» Но – чтобы их не слушать, умный подросток сначала подумает, стоит ли совершать такой поступок, или не так уж родители неправы…
VII. Как «воспитывать» родителей.
Построение отношений.
Отношения не складываются сами, их надо строить. Важно воспитывать родителей незаметно для них самих, а то можно встретить сопротивление. Втягивать в свои интересы – ненавязчиво и постепенно. Наладишь контакт – не будут пилить.
Умение устанавливать контакты с людьми и влиять на них – важное человеческое качество.
Родители тоже заинтересованы в доверительных отношениях, это – близкие и по крови, и по духу люди, поэтому на них легко учиться налаживать контакты с людьми вообще.
Учись влиять на людей, для начала потренируйся на родителях.
В трудную минуту подавляющее большинство ребят предпочитают обращаться к родителям (по соцопросу). Сверстников не выбирают для этого. Однако – опасения в таком обращении понятны: попадёт…
Попробуй договориться с родителями на таких условиях: ты им правдиво всё расскажешь, если они пообещают, что не будут тебя ругать и наказывать.
Если упрекают – отнесись снисходительно: они переживают за тебя. Но – скажи: «Я так и знал, что вы не сдержите обещание! Лучше бы ничего не рассказывал!» Это заставит предков быть сдержаннее. Не говори ничего оскорбительного – лучше просто молчи в ответ на их упрёки. Тогда поймут…
И если ты обретешь поддержку родителей, тебе удастся избежать в будущем многих проблем, и жить станет легче.
Не обращай внимание на негодование родителей по поводу одежды: им всё равно не угодишь. Они брюзжат просто «по обязанности».
Людям более старшего возраста ВСЕГДА не нравилось, что носит молодёжь.
Никогда не произноси слов «Я уже достаточно взрослый, и сам знаю, как мне поступать». Эти слова раздражают родителей, и достичь контакта будет очень сложно.
Если хочешь, чтобы родители тебе шли на уступки и считались с твоим мнением, то сам тоже уступай. И если выполняешь требования родителей, то и сам тоже вправе требовать.
Если не нравится, что родители слишком вмешиваются в твои дела – спокойно объясни, что имеешь право на личную жизнь и ОПРЕДЕЛЕННУЮ меру свободы и независимости. Ты ещё не совсем взрослый, только хочешь им быть. Разумные претензии воспринимай правильно (по поводу бардака).
Поставь себя на место мамы. Может, ты ей можешь помочь?
Отец бывает излишне строг потому, что ему в детстве внушили такой образ мужчины-отца.
Твоим родителям очень важно, чтобы ты ценил их усилия. Им не нужна от тебя словесная благодарность и поклоны в пояс. Им нужно только твоё понимание. Доброта и понимание – это самые великие качества в человеке.
VIII. Просмотр видеозаписи игры, обсуждение, поиск решения конфликтной ситуации родителей и детей. Рефлексия. Анализ частных ситуаций.