Образовательные: дать понятие о семье, познакомить учащихся с некоторыми статьями Семейного кодекса.
Развивающие: развитие коммуникативных умений и навыков, умения анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся.
1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Вся семья вместе – так и душа на месте»
2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно), газеты .
Ход мероприятия.
1. Звучит куплет песни «Родительский дом», дети, родители и учителя рассаживаются по местам.
2. Начинаем наш первый блок, в котором мы ответим на следующие вопросы:
Что такое семья
Когда и зачем создаются семьи
Какие бывают семьи
Представление генеалогического древа. На вопросы дети отвечают устно.
Классный руководитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Ответы учащихся.
Классный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
3. Второй блок – нужна ли семья сегодня? Еще 100 лет назад мало кто оспаривал значение семьи в жизни людей. Семья кормила и давала защиту в трудное время. Человек без семьи считался обиженным судьбою и Богом. Дети считались гордостью семьи; они были не только едоки, но и будущие работники. Мужчины в деревне занимались полевыми работами, ремонтировали дом, хозяйственные постройки, инструмент; плели лапти и корзины, лепили глиняную посуду. Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и мать.она ведала ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность (кроме лошадей) находились под ее присмотром. Она смотрела за соблюдением постов, готовила, изготовляла, ремонтировала и стирала одежду, воспитывала детей.
В настоящее время нет такого тяжелого физического труда (особенно в городе), нам помогает техника, женщины имеют равные с мужчинами права, у части женщин зарплата больше, чем у мужчин. Так нужна ли сегодня семья, ведь можно прожить и в одиночку? Что дает человеку семья? Дети обсуждают проблему.
Классный руководитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.
Рассказы учащихся.
Подведение итога в виде стихотворения.
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных хранят,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
При чтении стихотворения создаётся кластер:
СЧАСТЬЕ УЮТ ЛЮБОВЬ ДЕТИ ЗАБОТА
ЧИСТОТА СЕМЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОМ ТЕРПЕНИЕ ДОМ УВАЖЕНЬЕ
4. Третий блок – можно ли представить семью без дома?
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
5. Пятый блок – создание семейного дома моей мечты.
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые составляют «фундамент» Дома (чувства членов семьи друг к другу, добрые слова о доме)
Задание для второй группы: члены семьи (устно объяснить, кто кем доводится, записать на листах).
Задание для третьей группы: создайте правила безопасности нашего Дома, записать на «кирпичиках», что можно. Что нельзя.
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. От каждой группы один человек защищает проект. Допускаются дополнения.
Викторина.
КОНКУРС «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ»
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Классный руководитель: А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
КОНКУРС «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное).
Викторина: «И в шутку и в серьёз».
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?
(о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Задание второе – синквейн на тему «Семья». Если вы забыли или не знаете, как составляется синквейн, то у каждой группы на столе есть схема составления синквейна с примером.
Правила составления синквейна (у детей на партах):
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя
Искусство.
Классный руководитель: Ребята, а кто знает секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
(еще несколько условий, если их не назвали)
Сходство привычек и интересов.
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
Равное выполнение всех семейных обязанностей.
Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
Жить по средствам, довольствуясь малым.
Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
Принимать решения совместно.
Классный руководитель:
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.