Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: "дружба"»
Классный часпо технологии этического диалога
Название занятия:"Что такое настоящая дружба".
Подготовила: классный руководитель 7 «а» класса
МОУ «СОШ №15»
Шафарук Ильдика Сергеевна
Цель: углубить представление детей о том, что же такое настоящая дружба, каким должен быть настоящий друг, способствовать сплочению детей в классном коллективе.
Задачи:
- воспитать доброжелательное отношение к окружающим;
- развить у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению вести беседу.
Место занятия: учебный класс.
Актуальность занятия: в современном мире ребенок находится под влиянием различных внешних факторов (телевидение, интернет), которые могут нести в себе как позитивную, так и негативную составляющую. Эти факторы оказывают огромное влияние на еще только формирующуюся сферу нравственности ребенка. Поэтому расширение понятия дружба взаимобогощает детей, расширяет их интересы, прививает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.
Конспект занятия
Структурные компоненты
этического диалога
Смысловые характеристики структурных
компонентов этического диалога
1. Вывод школьников на проблему
- Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Ильдика Сергеевна.
Я – учитель английского языка и классный руководитель 7 «а» класса в школе № 15.
Ребята стоят в кругу, по парам и выполняют инструкцию поздороваться как: (кл.руководитель показывает)
- деловые люди (пожать руку соседям справа и слева);
-«дай пять» (хлопнуть ладошкой о руку соседа);
- в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них;
- японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.
- а до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах! Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
Спасибо, а теперь присаживаемся на свои места.
Я вам хочу загадать одну загадку:
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее ...
Правильно… дружба
Поэтому сейчас я хочу показать вам небольшой видеоролик.
2. Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания».
- Ребята, согласны ли вы с определением дружбы, данным в этом ролике?
- Как вы думаете, какими еще словами мы можем описать слово «дружба»?
- С чего начинается дружба?
- Зачем она нужна людям?
- Что было бы, если бы дружбы вдруг не стало?
3. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование.
Молодцы. Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть в разные игры, посекретничать о своём. Как хорошо, когда есть друг!
Упражнение «Закончи предложение»
- Каким должен быть друг?
Попробуй продолжить предложения… (каждый в кругу заканчивает предложение)
«Настоящий друг – это тот …»
«Друзья всегда …».
«Я могу дружить с такими друзьями, которые …».
«Со мной можно дружить, потому что …”.
«У меня есть настоящий друг, он…»
4. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
Какой же он, хороший друг? Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу прочитать вам одну притчу (притча о двух друзьях)
Почему один из друзей записывал на песке свои обиды, а радости высекал на камне?
- Ребята, представьте себя на месте главного героя. Как вы думаете, смогли бы вы поступить так же, как это сделал он? Простить обиды, не повернуться спиной к другу в трудную минуту?
- Является ли он для вас образцом настоящего друга? Почему?
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. Скажите, а вы настоящие друзья? Ваш класс можно назвать дружным?
Давайте попробуем это определить:
Упражнение: карандаши
Учащиеся встают в свободный круг. Карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа не отпускает карандашей, синхронно выполняют задания. (Согните правую коленку, потопайте ногами, присядьте) При выполнении упражнения от участников требуется чёткая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают одноклассники. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Вопросы для обсуждения:
1. Насколько было трудно выполнять это упражнение?
2. Что должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
3. что вы чувствовали лично при выполнении этого упражнения?
5. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.
Сегодня мы с вами говорили очень много хороших слов о друзьях и дружбе. Я вам предлагаю дома написать письмо своему настоящему другу, ведь настоящих друзей в нашей жизни не так много.
Я думаю, что наш сегодняшний диалог не закончен, вы продолжите его наедине с самими собой. А мы с вами поблагодарим сами себя и наградим бурными аплодисментами!
Наш классный час закончен, спасибо всем за участие!
Упражнение «Имя с прилагательным»
Ведущий просит участников называть свое имя с эпитетом перед ним (движение по кругу). Причем, прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя (желательно, чтобы прилагательные несли позитивную информацию об участнике). Например, правдивый Павел, ласковая Лена, мудрая Марина и т. д.
Упражнение «Броуновское движение»
Участники хаотично двигаются по комнате, по звуковому сигналу останавливаются и здороваются с тем, кто ближе всего. При этом здороваться нужно каждый раз по-разному: ладонями, локтями, плечами, коленками, пятками, спинами, ушами, носами, лбами, мизинцами и т.п.
Упражнение «Я умею»
Упражнение проводится с мячом. Подростки, перебрасываясь мячом, называют то, что они умеют делать. Упражнение выполняется в быстром темпе, уверенно, весело.
Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)