Просмотр содержимого документа
«Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »»
КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №12»
Классный час
«О культуре русской речи и здоровье души »
Антонова Н.А.
классный руководитель 9 класса
г.Вяземский
2015 г.
Конспект классного часа
Автор
Антонова Наталья Александровна
Должность
Классный руководитель 9 класса
Место работы
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»
г.Вяземский, Хабаровского края
Название работы
Классный час «О культуре русской речи и здоровье души»
Тема классного часа: «О культуре русской речи и здоровье души».
Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться созначением и ролью слова в жизни человека.
Задачи:
определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;
объяснить необходимость бережного обращения со словом;
дать рекомендации правильного употребления слов;
формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.
-В начале классного часа мы проведем тренинг «Пожелание добра»
(-Я желаю тебе добра!
-Ты желаешь мне добра!
-Мы желаем друг другу добра!)
-В конце классного часа вам необходимо сделать самооценку своей работе, прошу быть внимательными и активными.
Дети стоят.
Проводится тренинг «Пожелание добра»:
-Я желаю тебе добра.
-Ты желаешь мне сегодня добра.
-Мы желаем сегодня друг другу добра.
Ученики садятся, слушают воспитателя и настраиваются на работу.
Основная часть
-Ребята, прочитайте тему классного часа.
-Как вы думаете, о чем поведаем сегодня?
Вывод: Сегодня я поведаю вам о связи языка и духовности, о культуре русской речи и здоровье нашей души.
Учитель читает стих-е
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном океане слов
Купаться ежечасно!
Учитель:
Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой.
Человек получил дар от Бога – возможность творить посредством своего слова. Это бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.
-Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?
-Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.
учитель читает притчу
- Сделайте вывод, какую силу имеет наше слово?
-Словом можно осчастливить, а можно и повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Послушайте его.
-Каким же должно быть наше слово?
-Как необходимо относиться к этому Божьему дару?
- Удивительно, но язык каждого народа, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?
-Какое же высокое достоинство передано всем нам!
Просмотр видеоклипа
Словарная работа
-Ребята, давайте прочитаем слова и попробуем объяснить их значение:
На доске слова:
Безобразие
Бродяга
Бедолага
Вывод:Именно так. Возможно кто-то спросит: а не всели равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть? Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.
- Посмотрите сценку и скажите, чем же обогатился наш язык за последние десятилетия? И обогатился ли?
Учащиеся показывают сценку
-Чем обогатился наш язык, и обогатился ли?
-Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!
-Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми.
-Послушайте стихотворение ( о маме)
Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны, напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.
Музыка
Самостоятельная работа
учитель: Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая.
- У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять.
-Как вы считаете, какие слова засоряют нашу речь?
Историческая минутка
Результаты анкетирования
-Почему вы ругаетесь, применяя в своей речи бранные слова?
Вывод: Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
-Послушайте стихотворение Асадова «О скверном и святом»
Учитель: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты - очень и очень важно.
-А какие советы можно дать нам с вами?
Презентация . Слайд
1. Слово - особый дар.
2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.
3. Приготовься ответить за каждое свое слово.
4. Думай, с какой целью произносишь слово.
5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».
6. Молчи, особенно в неприятностях
Читают тему
Дети высказывают свое мнение.
Дети высказывают свое мнение и слушают притчу.
Ответы детей
Ученики читают стихотворение «Слова»
Ответы детей
Ответы детей по домашнему заданию:
Ученик:
На азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.
На славянорусском языке понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!
Безобразие-потеря образа Бога
Дети показывают сценку
Ученик читает стих-е
Дети делают записи на листочке
Ответы детей
Выступает подготовленный ученик
Ответы детей
Заключительная часть
-А теперь, подведем итог нашего классного часа.
-Какая была тема классного часа?
-О чем говорили?
Ученики дарят гостям, присутствующим цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».
Рефлексия
-Оцените ваше настроение. Как вы работали и поняли материал?
Дети работают по таблице
Притча:
«Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки". На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".
- Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?
- Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...
- О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?
-Прикольно! Замётано!
Ученик читает стих-е о маме
Пусть для кого-то он не самый
Хороший на материке,
Но маму мы назвали мамой
На нашем русском языке.
И потому-то столь тревожно
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч-
Я думаю, какой в итоге
Дойдет к потомкам наша речь?
Выступление подготовленного ученика
Мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно- наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это, .
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то хочется
Хлестнуть врага слонами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки причём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее - от самого святого!
Не уж то вправду за любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уж не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Воспитательный час
Я на воспитательном часе
Итог
Интересно
Я работал
Я принял участие в занятии
Скучно
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Безразлично
Помогал другим
Не принял участие в занятии
Какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (прощение, благодарность, любовь)?
Что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь ей справиться с заботой или проблемой, которая её сейчас мучает?