| «Скажи, что ты чувствуешь» Ученикам предлагается поделиться ассоциациями и чувствами, возникающими при слове «конфликт», представить, как он выглядит в мире предметов. На доске (или слайде) представлены вопросы-ассоциации: • Если бы конфликт был мебелью, какой бы он был? • Если бы он был посудой? • Если бы он был одеждой? • Если бы он был растением? • Если бы он был техникой? Вывод учителя: конфликт — это тяжёлое состояние для его участников. Информационный блок Цель: познакомить со способами выхода из конфликта. Чтобы предотвратить развитие «болезни», нужно назначить «лечение». Лекарство — это алгоритм разрешения конфликта. Алгоритм разрешения конфликта (слайд): 1. Почему? (понять, почему участники хотят именно этого) 2. Для чего? (определить потребности, а не только цели) 3. Как? (рассмотреть варианты решения) 4. Что? (найти решение, подходящее всем) Групповая работа На слайде представлены вопросы: 1. Почему возник конфликт? 2. Почему участники ссорятся? 3. Какие есть варианты решения? 4. Какое решение подойдёт всем? Учитель делит класс на 3 группы и раздаёт ситуации: Ситуация 1 Ты купил билеты на новый интересный фильм. Одноклассник не смог пойти с тобой, не объяснил причины, сказал только, что у него важные дела. С тех пор вы не разговариваете. Ситуация 2 Асель с начальной школы очень любила учиться. Она быстро усваивала материал и легко выполняла задания. В 6 классе она была вынуждена много работать, чтобы оставаться на том же уровне. Если раньше она не была против того, чтобы кто-то списывал её решения, то теперь стала только помогать объяснением, но тетрадь не давала. Одноклассники объявили ей бойкот. Ситуация 3 На перемене в кабинете английского языка Ербол и Бактияр поссорились. Во время конфликта дорогие очки Бактияра упали на пол между партами. Вошедшая Назым не заметила очков и наступила на них. Разозлившись, Бактияр ударил Назым… После групповой работы команды представляют результаты. Вывод: любой конфликт можно решить при соблюдении определённых правил. На доске (слайд): Правила разрешения конфликта • Нельзя откладывать решение возникшего конфликта. • Старайтесь искренне и взвешенно понять точку зрения другого. • Быстро признавайте свои ошибки и просчёты, опережайте возможную критику. • Удерживайте инициативу, начиная с контроля эмоций, прежде всего спокойствия. Ученикам предлагается обсудить правила и дополнить их. III. Проектная деятельность Ученикам предлагается ответить на вопрос: как использовать полученные знания на практике? После обмена мнениями делается общий вывод. Например: полученные знания можно использовать для решения существующих конфликтов и профилактики новых. Учитель показывает структуру проекта (слайд). Проект состоит из 4 этапов: 1. Среди людей 2. Навыки эффективного общения 3. В цифровой подростковой среде 4. Сила позитивного взаимодействия Методы исследования: эксперименты, коллективные дела, шефская помощь, сотрудничество. Учитель предлагает назвать коллективные дела 1-го этапа и даёт советы. Например: дела должны быть направлены на укрепление дружбы, помощь младшим школьникам, проведение экспериментов, которые позволят сделать открытие. Записывается итоговое задание первого этапа. Например: Задания 1-го этапа: 1. Помирись с человеком, с которым конфликтуешь, или помоги другим помириться. 2. Создай дружеский квест для учащихся 2-го класса. 3. Проведи эксперимент: начиная с сегодняшнего дня общайся со всеми одноклассниками позитивно — будь доброжелателен даже с теми, с кем конфликтовал; вежливо отвечай; предлагай помощь там, где можешь быть полезен. Если настроение плохое — не показывай негативных эмоций. Предложи рецепт профилактики конфликтов. Проанализируй, как изменилась атмосфера вокруг. На следующем уроке расскажи результаты. 4. Подумай: «Каковы плюсы и минусы конфликта?» Сделай вывод. Предложения и вопросы можно оставить в проектном кейсе. |