Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я отвечаю за свои поступки"»
План-конспект
проведения классного часа
Тема: «Я отвечаю за свои поступки».
Форма проведения: диалог.
Цель: воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.
Задачи:
- помочь учащимся задуматься о своем поведении, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить свои недостатки;
- учить учащихся уважительно относиться к позиции другого человека;
- научить осознавать важность выбора той или иной модели поведения в каждый момент жизни;
- развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Оборудование:
1.План-конспект.
2. Презентация.
3.Видеоролик «Уроки хороших манер: правило поведения в школе», «Поступок».
4. Аудиозапись стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Участники: учащиеся 8 класса.
План классного часа:
Мобилизующее начало. Вступительное слово.
Основная часть:
Рефлексивный анализ. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Мобилизующее начало. Вступительное слово.
“Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее
сообразительных – опытом, самых невежественных –
необходимостью, животных – природой”.
Цицерон
Классный руководитель: Здравствуйте! В моих руках клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое имя, и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того, как нить обойдет всех, задаются вопросы:
- С чем можно сравнить наш клубок? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?
(что наша жизнь протекает легко и гладко)
- Что будет, если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся… ” как вы ее понимаете?
(ответы учащихся)
1) юридическая;
2) уголовная;
3) административная;
4) гражданско-правовая;
5) дисциплинарная
6) моральная
С раннего возраста, каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо, и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.
Основная часть.
Классный руководитель: Тема нашего классного часа - "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова?
а) Я (акцент на этом слове) и никто другой. б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки). в) За свои и ничьи другие. г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.
Ответ - отвечаю - ответственность.
Это однокоренные слова. А как вы понимаете, что такое ответственность?
Не подводить никого. Соблюдать правила поведения.
Уметь отвечать за свои дела, поступки. Хорошо выполнять обязанности. Быть надежным, исполнительным. Выполнять обещанное.
Не ждать напоминаний, проверок.
Хорошо бы всегда поступать правильно, осознанно. Но, к сожалению, наши поступки не всегда обдуманны. Иногда мы совершаем правонарушения. А что же это такое?
Правонарушение - поведение человека, нарушающее нормы права. Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарными, административными, имущественными, финансовыми, семейными.
В литературе даётся такое определение юридической ответственности:
Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.
1. Каких видов бывает юридическая ответственность? (ответы учащихся)
В самом начале нашего разговора, мы работали со словами, обозначающие виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная), но отдельно стоит - моральная.
Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:
1) например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;
2) говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.
Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства. Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли.
Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
Работа в группах с бланками:
На ваших бланках две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе.
Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более, что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно.
Что такое возраст уголовной ответственности? С какого возраста наступает уголовная ответственность?
(ответы воспитанников)
Это возраст, с достижением которого человек несет ответственность за совершенные им преступления. Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. Лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение оружия, и т.д.
Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
(ответы учащихся)
Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося.
В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, одни из которых способствуют воспитанию благородных, положительных черт личности. А другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений.
Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. И как бы обстоятельства ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твердым.
Есть очень хорошая пословица: “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.
Как вы понимаете эту пословицу? (выслушать несколько мнений)
Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание, или ошибка?
Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (мнения учащихся)
Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
Практическое задание.
Сейчас я буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие виды ответственности наступают:
1. Ученик разбил стекло в холле школы (административная)
2. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (админ)
3. Браконьер выловил 3 осетров (уголовная)
4. Гражданин из мести поджег дом соседа (административная)
5. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)
6. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная)
7. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую машину (административная)
8. Учащиеся техникума угнали автомобиль и разбили ее (уголовная)
9. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная)
10. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная)
11. Сергей солгал матери.
12. Пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (административная)
13. школьник мучил котёнка (административная)
14. Егор принял дозу наркотиков
15. При переезде на новую квартиру Максим выгнал на улицу свою собаку (административная)
Вывод: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах, к ним даны интерпретации и рекомендации)
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож, и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Подведение итогов теста:
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации: Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации: Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации: Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А. Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
- Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»
- Закройте глаза. Представьте себя в виде дерева. Подумайте и представьте, где стоит дерево, как оно выглядит: какие у него ветки, насколько оно высокое, какие корни у него. Корни – это ваши родители.
Нарисуйте то дерево, которое вы представили. А на его ветвях изобразите яблоки – ценности.
(дети рисуют). Затем каждый желающий представляет свое дерево.
2.Перед нами символическое «Дерево жизни».
Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!
А что по-вашему жизнь?
Определить понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым.
На доске: дерево жизни, на котором плоды.
Поэтому и у вас получились разные «плоды». Но есть и одинаковые, давайте выделим их: (Ответы учащихся, их понимание жизни).
- Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды.И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Известно, время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
- Вопрос «А что может помочь нам в жизни, какие качества?». Все ли качества личности плохи?
- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.
Дайте ответ на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по- вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?
И прежде чем сделать свой выбор, давайте определим, что есть ценность (работа со словарем).
Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурологические ценности, выработанного человечеством за историю его существования ивознесенные на гребень культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Когда древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть чтобы жить?» - то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!»
Чтобы до конца понять, что такое ценность, давайте сопоставим ее с категорией «цена» (работа со словарем).
Таким образом, цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, вполне определенна и имеет предметную, доступную ощущениям, субстанцию (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т.д.).
Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сферы рынка, для ценности – душа.
4. Упражнение «Что я ценю в людях?»
- Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.
Презентация. Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).
Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).
Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность».
Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Учитель: Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
Мозговой штурм:
-наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
-лениться и бездельничать;
-быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
-требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
-лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
-давать пустые обещания, нарушать слово;
-заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
-наушничать, доносить на товарища;
-малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
-проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
-употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
-отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
-молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
-пустословить, произносить всуе святые имена;
-смеяться над увечными;
-не любить и обижать животных;
-не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
-Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение «Без маски».
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..."
Ребята, давайте создадим «Цветок счастья», на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).
Классный руководитель: Надеюсь, что итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” - будет для вас постоянным ориентиром.
- И в заключении еще раз просмотрим созданные ценности и внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!.....
Упражнение «Свободный микрофон»
Дети высказываются по очереди о впечатлениях, полученных на классном часе, при этом передают шкатулку с «положительными качествами».
Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
Всё в твоих руках!
1. Что нового вы узнали сегодня?
2. Полезен ли был сегодняшний разговор?
3. Какие выводы вы сделали?
Вы можете сказать, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем содействует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоит забывать, что во все времена счастье, успех понимали не только как внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека.