7 КЛАСС
«Поговорим об ответственности»
Участники: учащиеся 7-го класса и классный руководитель.
Цели:
1)способствовать развитию у учащихся чувства ответственности;
2)содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
3)убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Подготовительная работа
1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной
литературы по теме классного часа.
2. Определение классным руководителем совместно с учащимся перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа. В него были включены следующие вопросы:
*что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
*Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
*Почему на вопрос ответить легче, чем за поступок?
*Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
*Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
3.Формирование пяти групп уч-ся для совместного обсуждения и поиска ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться его творчески проиллюстрировать (нарисовать, инсценировать, описать)
4. Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами уч-ся на классном часе.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Классный руководитель предлагает уч-ся вместе поразмышлять об
ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения группам в ходе подготовки классного часа.
2. Уч-ся первой группы отвечают на вопрос №1. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А. П. Гайдара « Честное слово» в качестве примера проявления чувства ответственности.
По просьбе учителя ученики приводят другие примеры о проявлениях данного чувства.
Классный руководитель, подводя итог размышлений детей по первому вопросу, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению уч-ся, можно отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить.
3. Представители второй группы высказывают своё мнение, а педагог записывает на доске в две колонки ( непоправимые и житейские поступки) называемые уч-ся поступки. К непоправимым ученики относят такие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение. В качестве примеров этих поступков они приводят сказку «Аленький цветочек». Ребята называют множество житейских поступков, к которым относят опоздание, шалость, порчу вещи, потерю чего-либо. Учитель обращает внимание ребят на то, что многие ошибочные житейские действия можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка.
Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно. Почему на вопрос ответить легко, а за проступок – трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
4. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страха перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Для иллюстрации можно использовать рассказ Н.Н. Носова « О походе в зоопарк»Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просит четвёртую группу перечислить те черты характера, которые,по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.
5. Учащиеся называют излишнюю доверчивость, подтверждая своё суждение чтением по ролям басни И. А. Крылова « Ворона и лисица» ; легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне- лягушке.
Затем каждая группа уч-ся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов :
а) Какая черта характера премудрого пескаря – героя сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина- заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью?
( трусость)
б) Из- за чего братец Иванушка стал козлёночком? ( из-за непослушания)
в)Что заставило царя в сказке « Конёк-горбунок» прыгнуть в кипящий котёл? ( зависть к красоте, молодости Ивана)
г) Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке « Красная Шапочка»? Что стало причиной смерти бабушки и Красной Шапочки? ( болтливость)
д) Что погубило раджу- героя мультфильма « Золотая антилопа»?( жадность, жажда наживы)
6. На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Возможно ли избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
Далее представители пятой группы высказывают своё мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать. но в некоторых случаях- даже уважать.
Педагог задаёт вопрос: « Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки?» Уч-ся приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество. что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.