формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
воспитание уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы;
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
воспитание уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы;
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер, плакаты и фотографии героев и солдат,видеопрезентации, видеокадры.
Сценарий проведения классного часа
Учитель: Мы родились и выросли в мирное время. Мы только в художественных фильмах слышали вой сирен, видели разрушенные фашистскими бомбами здания, холод, голод, концлагеря. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до настоящего времени не затихает в наших душах.
Ученик:Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем, а славил бы всю жизнь свою дорогу, когда б армейским скромным трубачом я эти пять минут трубил тревогу. (Степан Щипачев)
Учитель: «Война - это страшное, приносящее людям горе, страдания и боль от потери любимых, братьев и сестер, отцов и матерей, слово». Именно эти слова, на наш взгляд, дают яркую оценку всем тем событиям, происходивших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Войны, унесшей миллионы человеческих судеб и, носившей огромный разрушительный характер
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…
(Видеокадры "Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны").
Ученик: День начался как тысячи других — обычный день страны, живущей мирно. Но вот народ взволнованно притих от новости из радиоэфира. От новости сразившей наповал. Не верилось, что страшным будет лето. Никто тогда и не подозревал — беда пришла надолго. Где-то, где-то на рубежах уже снарядов вой — стояла насмерть крепость града Бреста, страну пытаясь заслонить собой. ВОЙНА! — катилось по земле известье. День в тот же час от горя почернел, вместив в себя бомбёжки и потери. По всей земле набатом он гудел. Но в дух народа безоглядно верил.
Учитель: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту — 10, каждые 6 секунд — один человек. Вот какая страшная арифметика! Но и эти цифры сегодня требуют уточнения. Весь советский народ от мала до велика, встал на защиту Родины.
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти строки, выбитые на камне, знают все. Это великая благодарность к 25 миллионам советских людей, отдавших жизнь за счастливое будущее всей земной цивилизации.
Нет семьи, которую война обошла стороной, в каждой стране есть свои герои, и вдень победы вспоминают их имена - Бауыржан Момышулы, Маншук Маметова ,Зоя Космодемьянская, Ульяна Громова…, наша землячка Алия Молдагулова, их имена останутся в памяти навечно. (видеопрезентация "Алия")
Ученик: Все чаще на Невском ложатся фугаски,
За Нарвской заставою воют снаряды, На фронт уезжает в одежде солдатской
Казахская девушка, дочь Ленинграда. Одним вдохновенным стремлением влекома, Спешит на войну по путевке райкома…
Яков Хелемский (из фронтовой газеты)
Ученица:( читает письмо Алии Молдагуловой сестре Сапуре)
«Здравствуй, родная Сапура! С большой задержкой отвечаю на твои письма. Этой задержке были причины, во-первых, когда письмо пришло, то я была на «охоте». Вот сегодня второе января 1944 года. В тылу радуются, веселятся, наверное. А мы расположились на морозе, под открытым небом. Метель, пурга. Кругом ни жилья, ничего… (далее отрывок из художественного фильма "Снайперы", в котором Алия М. читает свое письмо)
Учитель: Молодая девушка Алия Молдагулова на первый взгляд скромная, милая, которая и оружие в руках не держала. Но она самый настоящий снайпер. Ни разу Алия не пощадила противника и беспощадно вела расправу с врагом. И в данном кино она показана по-настоящему. Передан её характер, манера ведения боя, хитрость. Её любят и уважают, ценят, берегут. На её счету свыше тридцати убитых врагов.
Ученик: В годы войны около 1 млн. 200 тыс. казахстанцев ушли на фронт. Из них погибли 410 тыс. человек, 125 тысяч - пропали без вести. На трудовой фронт на территории Казахстана было призвано 700 тыс. человек из числа спецпереселенцев и местного населения. Согласно переписи 1939 г. население Казахстана составляло 6,2 млн. человек, то есть практически всё взрослое мужское население, каждый пятый житель нашей страны был призван.
Ученик: Планы Германии по отношению к Казахстану были недвусмысленны. После победы над СССР фашисты планировали на территории Средней Азии и Южного Казахстана образовать рейхскомиссариат Гростуркестан, а центральные, северные и северо-восточные районы Казахстана должны были войти в состав "индустриальных областей" —- Карагандинской, Новосибирской и Кузнецкой, куда планировалось переселить украинцев, белорусов, поляков; венгров и другие народы Восточной Европы. Позже, в связи с крахом планов "молниеносной" войны, фашистам пришлось пересмотреть свои планы и обещать нерусским народом СССР самоуправление, чтобы использовать их в борьбе против Москвы, однако этим планам не суждено было сбыться.
Ученик:1941-1942 в боях под Ржевом погибло около 45000 Казахстанцев правительство России поставило памятник воинам Казахстанцам защитникам Москвы.
Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ...» Фрицы многого не знали. Им говорили, что Россия — большая страна, но им не говорили, что в этой большой стране живут большие люди.
Ученик: Боец Торунсабаев на берегах омраченного Дона защищает родной Казахстан. Был тяжелый день: наши пошли в атаку, чтобы занять новый рубеж, но немецкая пуля сразила командира. Настала минута замешательства. Тогда Торунсабаев выбежал вперед и крикнул: «За родину!» Потом он повторил эти слова по-казахски: «Отан ушин!» Он повел взвод на немцев. Враг дрогнул, а Торунсабаев, когда кончился бой, просто сказал: «Мое дело маленькое — бить немца. А мы все вместе — большая сила».
Ученик: Защитник Ленинграда казах Дяган Коквалин шел в атаку. Осколком снаряда разбило винтовку. Дяган не смутился: он пошел на врага с гранатами. Казахи привыкли носиться на коне по степи, но, если нужно, они ползут, они бегут, они карабкаются на горы, они вязнут в болотах: ничто их не остановит.
Учитель: Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Ленинграда.
Ученик: В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Ученик: Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты. (Видеокадры "Блокада Ленинграда(тяжелые испытания)")
Ученик:18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек
Учитель: Нордхаузен, Ордруф, Освенцим, Бухенвальд, Дахау - эти слова наводят ужас.
Ученик: Человек, попадая в концлагерь, переставал быть человеком, он становился предметом, подлежащим уничтожению в свое время. Например, в концлагере Освенцим сортировали привозимых узников сразу же у вагонов. Детей, стариков, пожилых женщин, больных отправляли к печам крематориев. Ведь эти рабы не могли принести рейху никакой пользы. Так зачем их кормить? Те, кто выглядел более-менее здоровым, оформляли в лагерь. У них отнимали личные вещи. Вместо имени им давали жестяной номер для постоянного ношения на шее и полосатую арестантскую одежду.
Учитель: Годы пребывания узников в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. (Видеопрезентация о концлагерях).
Ученик: Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, её стран-союзниц и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем) 14 000 концентрационных лагерей.Узников нацисты сжигали в печах крематория (порой заживо), травили в газовых камерах, пытали, насиловали морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения; у заключённых брали кровь для солдат вермахта, проводили над ними страшные медицинские эксперименты, испытывали на людях новые препараты.
В марте 1945 года на территории Бухенвальда (самого крупного концентрационного лагеря) вспыхивает вооружённое восстание, организованное интернациональными силами самих заключённых. Когда в концлагерь Бухенвальд вошли американские войска, восставшие уже осуществляли контроль над лагерем смерти. В значительной степени благодаря этому, нацисты (охрана СС) не успели замести следы своих страшных преступлений и показания узников дошли до международного Нюрнбергского трибунала. 11 апреля — день вхождения американских войск на территорию Бухенвальда — и был принят ООН как дата, когда планета отмечает «Международный день освобождения узников фашистских концлагерей».
Учитель: Об этом дне мечтали все, он был так далек. Это день они приближали, как могли. День Победы - праздник с сединою на висках, радость со слезами на глазах.
Мы, потомки, прежде всего, должны знать правду тех героических дней и сохранить память о тех людях, благодаря которым мы сейчас живем в свободной стране.
Тот героизм и преданность Родине, что жил в сердцах воинов-освободителей безграничен и бесценен. Мы, молодое поколение, также любим свою Родину, и наша задача - не допустить повторения тех страшных событий 1941-1945 годов.
(видеопрезентация "За Тебя, Родина — Мать")
Ученик:
Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда-
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат - помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили! (Р.Рождественский)
Учитель: Во время войны не хватало конвертов. С фронта приходили письма-треугольники – это обычный лист из тетради, который загибали с обеих сторон, оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Ребята, сделайте такие конверты и напишите слова благодарности тем, перед которыми мы в неоплатном долгу.