Кузнецова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
КЛАССНЫЙ ЧАС 8 КЛАСС
« У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…»
Цели: - содействовать формированию патриотического сознания учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
УЧИТЕЛЬ 9 мая все страны отмечают День Победы. 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну , страны Европы от фашистов.
ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ПЕСНИ «ДОРОГИ» ( сл.Л.Ошанина, муз. А.Новикова)
22 июня 1941 года… Пройдут десятилетия и века, но человечество будет всегда помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 миллионов человек советских людей, 1710 городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты.
III ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
УЧЕНИК 1 А может не было войны…
И людям все это приснилось;
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы.
УЧЕНИК 2 А может, не было войны
У деда моего с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
УЧЕНИК 3 А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях,
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны,
И людям все это приснилось?
УЧИТЕЛЬ Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было. Было в жизни моей семьи, наших семей, нашей страны.
В грозные годы Отечественной все население нашей страны встало на защиту Родины. Плечом к плечу со взрослыми на фронте , в партизанских отрядах, в оккупации героически сражались дети. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, в колхозах. Тысячи юных героев разных стран отдали свои жизни в борьбе с фашизмом.
УЧЕНИК1 В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!
Умирали они,
Облака в синеву улетали,
На ветру темный лес
Рокотал где-то , как космодром.
УЧЕНИК2 Не успели они
Домечтать , долюбить и допеть.
Не успели, Земля ,
Твои озорные мальчишки
Подрасти и до звезд долететь!
УЧЕНИК3 Как много было юношей лихих
В краю, овеянном огнем суровым.
И ныне плачут, думая о них,
Еще живые матери и вдовы.
Мужают сыновья былых солдат,
И на земле, познавшей дым разрухи,
На юношей с тревогою глядят
Невесты их и матери-старухи.
УЧЕНИК 1 Мой старший брат - солдат, а не наиб,
В лихом бою над Волгою погиб.
Старуха мать в печали и тоске
Поныне ходит в траурном платке.
И больно мне и горько оттого,
Что стал я старше брата своего.
УЧЕНИК 2 Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей
Земли, отвоеванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.
УЧЕНИК 3 Есть легенда у нас о герое одном,
Что в неравном бою уничтожил змею.
Этим подвигом спас он
Родительский дом,
Этим спас он от смерти невесту свою.
Но какой же тогда
Написать мне рассказ о герое,
Который в пылающей мгле
Уничтожил врага и отечество спас
Спас народы и мир утвердил на земле?
УЧЕНИК 1 Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
УЧЕНИК 2 От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним!
УЧИТЕЛЬ Погибая, герои шагали в бессмертие. Их подвиги живут и будут жить вечно. Разве не об этом свидетельствуют мемориалы и памятники в каждом городе и в каждом селе, школьные и государственные музеи боевой и трудовой славы, книги, кинофильмы. Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Людям, которые сражались с немецко – фашистскими захватчиками ради жизни на земле, ради будущего ваших отцов и матерей, ради вас, ребята.
За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя.
Наш народ, совершил подвиг, которому нет равных в истории.
Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,
4000 000 угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.
ВЕДУЩИЕ ПОДХОДЯТ К СТОЛУ,ЧИТАЯ СТИХИ,ЗАЖИГАЮТ СВЕЧИ И ОСТАВЛЯЮТ ПО ГВОЗДИКЕ
УЧЕНИК 3 Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтобы стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
УЧЕНИК 2 Какие бури душу захлестнули!
Но ты – солдат и все сумей принять
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
УЧЕНИК 1 Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
УЧИТЕЛЬ « У войны не женское лицо» , хотя слово само женского рода. В нашем представлении женщина – это мать, сестра. А вот женщины на войне… Страшно это . На самой страшной войне ХХ века женщине тоже пришлось стать солдатом. Она лечила, вытаскивала раненых, перевязывала, соединяла телефонные линии, спускалась на парашюте.
А ещё она бомбила, взрывала мосты, летала на бомбардировщиках, убивала врагов. Она, женщина, распишется на стенах поверженного рейхстага: « Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну!»