Классный час «Великому подвигу посвящается…»
Цель: расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны; воспитывать уважение к историческому прошлому, бережное отношение к истории своего народа.
Оборудование: аудио записи «Священная война», «День Победы», «Минута молчания», «Пусть всегда будет солнце»; письма-треугольники; презентация
Ход классного часа
Слайд 1
1 ученик: По всей планете месяц май шагает
И праздниками дружно нас встречает.
Мы любим эти дни за солнца свет
И за возможность повстречать рассвет!
2 ученик: Сегодня день великий – День Победы!
Его нам подарили наши деды.
И этим днём мы с детства дорожим,
Его мы помним, любим, чтим!
Слайд 2
1 ведущий: Страшной и кровавой была та война – самая жестокая из войн во всей истории человечества.
Слайд 3
2 ведущий (на фоне песни «Священная война»): Ранним июньским утром 1941 года на нашу страну внезапно напали фашисты. В небе загудели «юнкерсы», засвистели первые бомбы. Они бомбили наши города и сёла, убивали женщин и детей. Война – это людское горе…
1 ведущий: Провожали на войну родители - сыновей и дочерей, жёны – мужей. А потом с нетерпением ждали весточку друг от друга. И шли с фронта долгожданные солдатские треугольники…. Солдатский треугольник – живая история войны.
Слайд 4
2 ведущий: Солдатские треугольники… Тяжело говорить о них. Тяжело, потому что они волнуют до глубины души. Некоторые из них написаны перед смертью людьми, которые попали в плен к фашистам, другие – солдатами в огне боёв, третьи – партизанами во вражеском тылу. Боль переполняет душу за этих юных людей, которые прожили так мало. Им так хотелось жить! Их подвиг останется в веках.
Слайд 5
3 ученица (читает письмо-треугольник): Письмо – завещание Леонида Силина родным 30 августа 1941 года.
Здравствуйте, мои родные!
Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать это письмо, меня уже не будет в живых. Но и через смерть, через небытиё я обнимаю вас, мои родные, я целую вас. И не как дух, а как живой и родной ваш отец.
Мальчишки и Аня! Не думайте, что я пошёл на эту страшную войну, чтобы блеснуть храбростью. Я знал, что иду на верную смерть. Больше всего на свете я люблю жизнь, но больше жизни люблю вас.
И зная, какой ужас, какие муки ждут вас, если победит Гитлер, я, любя вас, должен пойти на войну. Я иду на смерть. Во имя вашей жизни. Это вовсе не красивые слова. Для меня сейчас эти слова состоят из плоти и крови. Моей крови.
Анечка, родная! Знаю, что тебе будет очень тяжело. Тяжелее всех. Знаю. Но для того, чтобы ты была в безопасности, я иду в огонь…»
Леонид Силин расстрелян фашистами за организацию госпиталя в тылу у немцев.
Слайд 6
1 ведущий: Женщина и война… Понятия не совместимые. Женщина – это весна, вдохновение, нежность. А война – жестокая, грубая, бессердечная. Но женщина – это мать, которая даёт нам жизнь. И она должна эту жизнь защитить.
Слайд 7
4 ученица (читает треугольник):
«Прощай, мамочка. Я погибаю… Не плачь за мной, погибаю. Но со мною погибнет и много врагов. Мама! Придёт наша родная армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши муки.
Как хочется жить! Ведь мне всего 20 лет, а смерть смотрит в глаза… Как мне хочется работать, служить Родине. Но эти варвары, убийцы. Они забирают у нас молодые жизни. Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите!», идут к нашей камере. Это….
Ой! Мама! Прощай! Целую всю семью в последний раз, с последним приветом и поцелуем. Нина Донцова.»
- Нина трижды проникала в тыл врага по заданию военного командования. Когда она последний раз появилась в городе, её арестовали. Фашисты долго издевались над девушкой, но не добились ни одного слова. Перед гибелью Нина написала письмо матери. Это письмо было найдено среди документов, которые бросили немцы, когда поспешно бежали из города.
2 ведущий: Фашистский плен, ничего никогда человечество не знало страшнее, ужаснее. Записки, письма оттуда обвиняют и предупреждают. Это крик души. Этого нельзя забыть и простить нельзя.
1 ведущий: Почти четыре года продолжалась битва с врагом. Путь к победе был долгим и трудным. В этих жестоких и кровопролитных боях наши солдаты проявляли непревзойдённые образцы мужества и героизма, что в конечном итоге и привело к победе над врагом.
Слайд 8
5 ученица: Тяжелым снарядом расщепленный тополь
Лежит в придорожной пыли.
Любимый наш город, родной Севастополь,
Ты ждал нас, и вот мы пришли.
6 ученик: Мы в грозные дни Ленинград отстояли,
В боях Сталинград обрели,
Когда мы входили в Одессу, мы знали:
Ты ждешь нас, и вот мы пришли.
7 ученик: Захватчиков подлых мы гнали из Крыма,
В боях не жалея себя.
Мы кровью платили, наш город любимый,
За каждый свой шаг до тебя.
Теперь мы залечим тяжелые раны,
Что немцы тебе нанесли.
И в ясные дни, и в ночные туманы
Ты ждал нас, и вот мы пришли.
Слайд 9
2 ведущий: Эта война была особенной. И называлась она Великой Отечественной, потому что вся страна поднялась на борьбу с врагом. Свой вклад в победу внесли и дети. В годы войны тысячи детей и подростков воевали на фронте, в подполье, в партизанских отрядах. А сейчас давайте послушаем некоторые истории о детях на войне.
Слайд 10
( Дети рассказывают подготовленные выступления о детях на войне)
Слайд 11
1 ведущий: 1418 дней и ночей длилась эта жестокая война. И вот настал такой долгожданный День победы!
( звучит песня «День Победы»)
2 ведущий: Страшные следы оставила война. Были разрушены тысячи городов и сёл. А сколько горя и страданий принесла она! Каждый день как год, каждый год – как столетие. Всё выдержали и победили.
1 ведущий: Всё дальше время отделяет нас от тех грозных лет войны, но в памяти людей навсегда останутся те, кто не жалел своей крови, кто положил на алтарь свободы самое дорогое – свою жизнь.
8 ученица: Спасибо всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
9 ученик: Спасибо Вам,
Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, никогда!
Слайд 12
2 ведущий: А сейчас объявляется минута молчания в память воинов, павших на полях сражений.
( звучит минута )
( выходят 2 девочки и 2 мальчика)
1 девочка: Мы, рождённые через много лет после великой Победы
1 мальчик: Мы - правнуки воинов-победителей
Все: Осуждаем тебя, война!
2 девочка: За разрушенный Сталинград и блокадный Ленинград
2 мальчик: За спаленный хлеб
1 девочка: За кровь и слёзы
1 мальчик: За сирот и вдов
2 девочка: За детей, лишённых детства
2 мальчик: За миллионы погибших
Все: Осуждаем и проклинаем тебя, война!
Слайд 13
1 ведущий: Нет в нашей стране ни одного города или села, где б ни берегли всё то, что связано с подвигом людей. Как символ всенародной благодарности и памяти про тех, кто отдал свою жизнь за Родину, люди зажгли Вечный огонь. Это огонь памяти живых о мёртвых, огонь памяти сердца. Это наша благодарность за мирную жизнь, за чистое небо; это боль за тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы счастливо жили.
10 ученик: Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты-
Рыбак, шахтёр, учёный иль пастух -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
Но Родину сберёг.
Слайд 14
2 ведущий: Мы вас призываем, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает
( песня – постановка «Пусть всегда будет солнце»)
Слайд 15