Просмотр содержимого документа
«Классный час "Четыре времени года"»
Классный час «Четыре времени года»
Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать понятия учащихся о временах года, углубить эти знания;
развивать познавательные способности детей, их кругозор;
развивать логическое мышление через раскрытие причинно-следственной связи в природе;
коррекция мелкой моторики рук через составление композиции в технике плоскостной аппликации;
воспитать интерес к окружающему миру природы.
Оборудование:Картины с временами года, иллюстрации; настольная лампа, глобус, листы ватмана, ножницы, клей, цветные бумаги, шаблоны ели.
На стене плакат: "Хороша зима снегами, весна - цветами, лето - грибами, а осень - стогами".
Предварительная подготовка: Помещение оформляется соответственно временам года.
Стихи, загадки, карточки-задания.
Атрибуты: костюмы времён года, царя.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Коррекционная минутка
Информация для размышления
На доске слова: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», под ними написаны слова:
Радуга
Подснежник
Снеговик
Листопад
- С чем можете сравнить данные слова: «лето», «осень», «зима», «весна»? Сопоставьте их, выберите ПАРЫ. (Работа детей).
Слайд 1
3.Сообщение темы урока
- Ребята, мы сегодня будем говорить о временах года.
- Какие времена года вы знаете? (Ответы детей)
Сегодня на занятии, будем говорить о временах года, приметах. Узнаем, почему происходит смена времен года. Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными.
II. Основная часть
Введение в тему
- Ребята, вы любите сказки?
- Тогда слушайте сказку «Четыре дочери года». (Психологическая сказка для коррекционной работы).
Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали. (Порядка не было)
Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.
Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.
Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.
Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето. Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей. Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. И каждая старалась украсить Землю по-своему. Каждая старалась понравиться людям.
Ведущий: Каждый год мы наблюдаем смену времён года (сезонов). Они не похожи друг на друга. Каждое время года имеет свои особенности.
- Посмотрите, какие времена года изображены на картинах? (Ответы детей).
Выявление запаса представлений учащихся о сезонных явлениях в природе, приобретённых в результате жизненного опыта.
1). Загадки. Угадайте, о каком времени года говорится в загадках.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки. (Зима)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Летом)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Зеленоглаза, весела Девица-красавица. Нам в подарок принесла То, что всем понравится: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство, чтоб все цвело.
Догадались, кто она? (Весна)
Ведущий. У зимы, весны, лета, осени свои ветра, которые приносят разный воздух, свои воды и земли. Только огонь для всех один: светящийся, согревающий.
2).Игровое упражнение «Ветер, ветер»
(Воспитатель предлагает учащимся выполнить игровое упражнение «Ветер, ветер». Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года (вдох носом, выдох ртом – без напряжения).
У весны ветер ласковый и нежный, тёплый ( ф-ф-ф-ф );
У Лета – жаркий, согревающий ( х-х-х-х-х );
У Осени – прохладный ( с-с-с-с );
У Зимы – холодный, студеный ( в-в-в-в ).
3).Упражнение «Водичка»
Не только ветер, но и вода в реках в разные времена года разная: весной вода голубая, летом – синяя, осенью - тёмно-синяя, зимой – белая.
- Покажите, какого цвета вода в разное время года. (Показ детьми полоски бумаги соответствующего цвета).
4). Упражнение «Солнце». Солнце по-разному обогревает землю в течение года. Вспомните, где Солнце бывает на небе летом и зимой.
Лето: Летом солнце выше поднимается. А чем выше солнце на небе, тем горячее его лучи. Летом солнце встает раньше, а заходит позднее. За длинный день солнце успевает хорошо прогреть и воздух, и землю, и нас с вами. Поэтому летом и теплее, чем зимой.
Осень: После лета наступает осень. Солнце с каждым днем всё ниже идёт по небу. Оно всё позднее встаёт, всё раньше садится за горизонт. С каждым днём оно посылает нам всё меньше и меньше тепла и света. Становится все холоднее и темнее.
Зима: Наступает зима. В декабре солнце показывается на небе уже всего только на несколько часов, да и не всегда его видно. Совсем низко оно на небе: где-то за домами да за деревьями прячется.
Весна: Весна – это время года, которое следует за зимой. Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше, становится на улице тепло, начинает таять снег, дни становятся длиннее.
Вывод: Мы с вами увидели, что у каждого времени года свои ветра, свой цвет воды на водоёмах, по- разному светит солнце.
Воспитатель: А теперь попрошу я вас ответить на несколько вопросов. Найдите задание 1, прочитайте и подчеркните слова- ответы.
Упражнения на применение понятий о сезонных явлениях в неживой природе.(Карточки-задания, работа группами).
Задание 1. «Приметы». Из перечисленных явлений природы выбери те, которые характерны для вашего времени года: снег, град, дождь, капель, мороз, вьюга, буран, половодье, ледоход, иней, гроза, туман, гололёд, изморозь, изморось, роса.
Слайд 2 (Проверка ответов).
Задание 2. «Бывает – не бывает»
Слайды 4-7
Посмотрите внимательно на картинки, а затем скажите, какое время года изображено на каждом из рисунков и что не так на картинках. Найдите ошибку художника. (Групповая работа).
(Иллюстрации времен года на столах, слайдах).
Задание 3. Догадайся, о каком времени года идет речь в стихотворениях. (Чтение детьми стихотворений).
Слайд 8
Поднялось и заиграло
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами. (И. Суриков).
Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит. (А. Плещеев).
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин).
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса. (А. Пушкин ).
4.Физкультминутка «Из семени в цветочек»
Ведущий: Как погода влияет на растения? Что происходит с растениями с наступлением тепла и холода? (Воспитатель изображает садовника, предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко, сжаться в комочек, убрать голову и закрыть её руками).
Садовник очень бережно относится к своим семенам: поливал их (гладит по голове и телу), рыхлил почву, ухаживал за ними. С теплым весенним солнышком семена начинают расти. (Дети поднимаются). У них раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и ростки превращаются в прекрасные цветы. Наступает лето, цветы хорошеют, любуются собой, (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагиваются до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветы качаются в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветки сгибаются, клонятся к земле и ложатся на неё. Им грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветки снова превратились в маленькие семечки (свернуться на полу). Снег укутал семена, им тепло. Скоро опять наступит весна, и семена оживут. (Дети поднимаются с семечком в руках).
Ведущий:
Наконец пришло время выбирать. Какая из дочерей царя понравилась людям. Царь стал спрашивать людей:
- Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было? И ответили люди: - О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму.
- Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь. - Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди. - Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь. - Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек. - И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете? - Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели пев-чие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.
Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: "Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время". Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.
Ведущий:
- Кто из сестер вам больше нравится? Почему?
- Ребята, это ведь была сказка? (Да).
- А как же на самом деле? Почему происходит смена времен года? Сегодня мы попробуем узнать правду.
Люди раньше жили мечтами, а эти мечты выражали через сказки. Но человечество шагнуло далеко вперед. Мы освоили космос. Знаем, что Земля круглая и движется вокруг Солнца.
Причина смены времён года заключается в движении Земли вокруг Солнца.
III. Основные движения Земли
Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга, овала. В центре этого овала — Солнце.
Слайд 9
Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди!
Вы, конечно, видели глобус - это модель Земли - и, наверное, обратили внимание, что на глобусах Землю всегда изображают в наклонном положении. У нашей планеты ось действительно наклонена, и это имеет большое значение для нас. Только не подумайте, что ось Земли похожа на ось глобуса или ось велосипедного колеса. Земная ось - это прямая линия, которую мысленно можно провести через Северный и Южный полюсы планеты.
Так вот, из-за того, что земная ось наклонена, у нас происходит смена времен года: лето сменяется осенью, осень - зимой, зима - весной, весна - летом.
Чтобы убедиться в этом, проделаем опыт, где глобус будет Землей, а настольная лампа - Солнцем. Если вы с глобусом в руках начнете двигаться вокруг лампы, то увидите, что Солнце неодинаково освещает северное и южное полушария Земли.
Когда хорошо освещено северное - там лето, когда южное, то лето - в южном полушарии, а в северном - зима.
Глобус и лампа помогут вам понять и смену дня и ночи. Найдите на глобусе место, в котором вы живете, воткните булавку и, вращая перед лампой глобус, смотрите, как в том месте, где вы живете, наступает то день то ночь.
Живя на Земле, мы не замечаем ее движения. Но когда наблюдаем за Солнцем, за звездами, то видим, что они восходят и заходят. Мы видим, как Солнце проходит свой земной путь от восхода до захода - от восточной стороны небосвода до западной. Теперь вы знаете, что нам лишь кажется, будто Солнце движется по небосводу с востока на запад. На самом деле это земной шар вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Вывод:Т.о., из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси у нас происходит смена времён года. Нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца.
IV. Подведение итогов
Наше занятие подходит к концу.
Ведущий:
Подводя итог, хочу отметить, что каждое время года хорошо по-своему. Каждый из вас сегодня успешно прошёл испытание на знание времён года. Молодцы! На этом занятие закончено. Спасибо всем за внимание!