МБОУ СОШ № 1 СП № 2
Классный час
в 3 классе
По страницам
Конституции
Российской Федерации
Подготовила
учитель начальных классов
Лазарева Наталия Сергеевна
Мичуринск 2013
Цель: формирование основ правового образования будущих граждан страны.
Задачи: познакомить с основным законом государства - Конституцией Российской Федерации; дать учащимся представление о структуре и содержании Конституции; обсудить с учениками некоторые статьи ; ознакомить со значением слова «закон»; воспитывать патриотизм, чувство ответственности, активную жизненную позицию.
Оборудование: компьютер, проектор, книга «Конституция РФ»
Ход классного часа:
- Ребята, 12 декабря мы праздновали 20-летие Конституции Российской Федерации. Какие же цели мы поставим себе на классном часе?
(Ответы детей:1) Что такое Конституция?
2) Какие законы прописаны в Конституции?) СЛАЙД 1
- А как вы думаете, что оно обозначает?
(ответы ребят)
- Чтобы дать точное значение этого слова, обратимся к словарям.
СЛАЙД 2
- Прочитайте ещё раз подчёркнутые слова. Как вы их понимаете?
(ответы ребят)
- Теперь посмотрим, как объясняется значение слова «конституция» интернет энциклопедия «Википедия»
СЛАЙД 3
- Что значит основной закон государства?
(это закон, по - которому должны жить все граждане России)
- Мы видим книгу, в которой собраны все эти законы.
(показать книгу «Конституция РФ»)
- А как вы понимаете слово «закон»?
(ответы детей)
- Первые законы появились вместе с первыми людьми.. Эти законы, конечно, были совсем простые, примитивные. Но человеческое общество развивалось, появлялись государства, а с ними и государственные законы. Без этих законов в обществах была бы полная неразбериха, каждый делал бы, что хотел, жил, как ему хочется.
- А теперь снова обратимся к словарю и разберёмся, что же означает слово «закон». Оказывается у этого слова есть несколько значений. (Работа в группах)
СЛАЙД 4
(разобрать и объяснить каждое значение)
- Подумайте, в каком по счёту определении говорится о законах, которые есть в Конституции РФ?
( во втором по счёту определении)
- Итак, мы узнали, что Конституция- это основной закон страны.
СЛАЙД 5
- Прочитайте, когда была принята Конституция, по законам которой живут все граждане страны до сих пор. ( 12 декабря 1993 года. 20 лет назад)
- Что же мы увидим, открыв эту книгу с названием «Конституция РФ». Эта книга состоит из глав, каждая из которых состоит из статей, которые и являются законами, определяющими права и обязанности россиян.
СЛАЙД 6
Конечно, все статьи мы не сможем разобрать на классном часе, остановимся на некоторых из них.
СЛАЙД 7
В первой статье говорится о нашей Родине. Вы можете сказать, как она называется?
(Россия, Российская Федерация)
(песня «С чего начинается Родина?»)
- Для каждого человека малая родина – это что – то особое только для него, это дом, это сад, это школа, родители, друзья и т. д. Но для каждого россиянина Родина – это Россия. Мы все россияне. Мы должны гордиться своей Родиной и любить её.
А как вы думаете, почему мы должны ею гордиться? В чём мы можем проявить любовь к ней?
Родина у нас у всех одна, и куда бы мы ни отправились, она останется нашей Родиной, а мы – её частью.
Как её дети, мы должны сохранять её историческое богатство, памятники, музеи.
СЛАЙД 8
Беречь и охранять природу СЛАЙД 9. Русская народная мудрость гласит: «Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, а человек сильнее воды.» Это значит, что человек должен отвечать за порядок на земле.
СЛАЙД 10
- Статья 37 говорит о том, что вас никто не может заставить трудиться там, где вы не хотите. Вы можете выбрать ту профессию, которая вам нравиться и работать там, где хотите. У вас есть мечта, кем вы хотите быть в будущем? Как вы сможете приносить пользу государству? Расскажите о ней.
А есть такая профессия – спортсмен. Скоро в нашей стране в городе Сочи начнутся Олимпийские игры, на которых наши спортсмены будут защищать честь нашей страны, стараясь заработать как можно больше медалей не только для себя, но и для страны.
- Ребята, а куда мы все спешим после работы?
(домой)
-Право иметь своё жильё закреплено за человеком в статье 40.
СЛАЙД 11
- Во второй статье Конституции говорится о нас с вами.
СЛАЙД 12
- Кто же является высшей ценностью?
(Высшей ценностью является человек)
- Какая самая главная обязанность государства?
(защита прав и свобод человека)
- Вторая глава Конституции так и называется «Права и свобода человека и гражданина». Давайте рассмотрим некоторые статьи этой главы.
СЛАЙД 13
Прочитайте статью 19. Всё ли понятно в этой статье? Как вы понимаете сказанное в этой статье?
- Следующая статья касается всех нас.
СЛАЙД 14
- Вы согласны, что это очень важный закон? Почему?
Как вы думаете, есть ли в Конституции права и обязанности, которые касаются не только взрослых, но и детей?
СЛАЙД 15
- Право на образование касается вас. В нашей стране все дети получают образование.
Одна из глав называется «Федеративное устройство». У каждой страны есть её символы. О государственных символах России говорится в статье 70
СЛАЙД 16
А что вы можете рассказать о символах России?
Флаг России один. Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
Герб, где бы он не находился (нарисован ли в книге, вышит на ковре, сделан из дерева) должен выглядеть только так и никак иначе. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Гимн России должен знать каждый россиянин и, когда гимн звучит, все должны вставать и петь. Текст принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Гимн, который вы знаете , был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В. Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
(звучит гимн, все встают и поют)
- В Конституции РФ есть глава, которая называется «Президент Российской Федерации»
СЛАЙД 16
- Кем является президент РФ?
(он является главой государства)
- Как зовут нашего президента?
(его зовут Владимир Владимирович Путин)
- А если бы вам удалось побывать на пресс-конференции, какие вопросы вы бы задали президенту? Выразите их в рисунках. Во всех городах работают приёмные президента. В нашем городе тоже есть. Самые интересные и актуальные вопросы мы можем туда адресовать. (Самостоятельная работа на листочках)
- Хорошо, а теперь проверим, насколько вы запомнили то, о чём мы с вами сегодня говорили.
СЛАЙД 17-21
- Молодцы, со всеми заданиями справились! Какие выводы сделаем из сегодняшнего классного часа? Что нового узнали? Чему научились?
- Закончим наш сегодняшний разговор по страницам Конституции РФ словами стихотворения (чтение стихотворения).