Конфликты в нашей жизни
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащимся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому, что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. После чего сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
- Почему?
Что произошло в данной ситуации?
Почему рисунок не получился?
Можно ли было избежать конфликта?
Как?
Тема нашего классного часа «Конфликты в нашей жизни. Как предотвратить конфликт?» слайд1
Какие эмоции ассоциации вызывает у вас это слово? (ругань, слезы, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, потеря работы, тюрьма и т.п.)
Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
А как вы думаете, есть ли положительные моменты в конфликтах? (поиски истины, самоутверждение)
Так что же такое конфликт?
Конфликт это столкновение. Противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Слайд 2
Структура конфликта слайд 3
КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
КС – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
И – Это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
К – конфликт
А сейчас поднимите руки, кому приходилось, когда - либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация?
Для это предлагаю вам закончить предложение, записанное на слайде; «Причиной конфликта было то, что….» слайд 4
Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Виды конфликтов: политические, семейные, юридические, военные, среди животных. Слайд 5
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять и мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки.
В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел
слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
В чём же вред конфликтов? Слайд 6
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Предупреждение конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. Слайд 7
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.
Микросценки: слайд 8
Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день,
не вынес мусор и не погулял с собакой.
Подруга обещала принести диск, но отдала другой девочке.
Основой разрешения конфликта является общение
Разрешение конфликта.
конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд )
Основой разрешения конфликта является общение
1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.
Ответьте на вопрос:
1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?
2) Конфликт разрешен или нет?
Копилка добрых советов
Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете
Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)
Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)
Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)
Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)
.Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих не нее. (Е. Евтушенко.)
И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Вопросы для обсуждения в конце занятия
- что нового узнали из сегодняшнего нашего занятия?
- что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось?
Ведущий: в заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты.
Пожелания.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Будь уверен в себе.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Будь обаятелен и добр.
Извинись, если ты не прав.
Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна помощь.
Не забывай выражать свою благодарность.
Выполняй свои обещания.
Не критикуй постоянно других.
Пожелания.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Будь уверен в себе.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Будь обаятелен и добр.
Извинись, если ты не прав.
Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна помощь.
Не забывай выражать свою благодарность.
Выполняй свои обещания.
Не критикуй постоянно других.
Папа ругает дочь, за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние
Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день. Не вынес мусор и погулял с собакой.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние
Подруга обещала принести диск с фильмом, но отдала другой девочке.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние
Папа ругает дочь, за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
Второй способ "конструктивное предложение"
Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день. Не вынес мусор и погулял с собакой.
Второй способ "конструктивное предложение"
Подруга обещала принести диск с фильмом, но отдала другой девочке.
Второй способ "конструктивное предложение"
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?