Просмотр содержимого документа
««Язык – ключ к душе человека»»
Тема: «Язык – ключ к душе человека»
Цель: сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии.
Задачи:
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;
Развивающая:
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Воспитательная:
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам; воспитывать патриотизм, толерантность.
Оборудование: рисунки, карточки с заданиями
Ход классного часа
1.Орг момент.
-Добрый день, дорогие ребята!
-Послушайте загадку и отгадайте.
1.Остёр, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, И врага обретёт.
Что это?
-Конечно, это язык.
-Сегодня мы поговорим о языке. Наш классный час называется «Язык – ключ к душе человека».
2.Основная часть.
а)-Какие национальности живут в Татарстане?
(ответы детей)
-В Татарстане проживают люди разных национальностей. Живут они все одной большой и дружной семьей .Основная часть жителей Татарстана- татары и русские. Но есть и удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордва и другие народности. И у каждого народа свой родной язык. Родной язык- это тот, на котором говорили когда-то наши прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают в семье бабушки и дедушки, мамы и папы. У русских людей - родной язык русский. У татар - татарский. Все люди должны знать свой родной язык, разговаривать на нём, читать книги, петь песни на родном языке
б) Чтение стихотворений о языке.
-А теперь давайте прочитаем стихи о языке.
Ученик 1
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь
Ученик 2
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Ученик 3
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Ученик 4. Могуч и прекрасен наш родной татарский язык .
Г.Тукай.Туган тел И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле! Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән, Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам: Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, Ходам!
в) О величии языка
-В нашей республике любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. В Татарстане вторым государственным является– русский. Знание русского языка сближает народы нашей республики,укрепляет дружбу с народами других стран.
О величии русского языка говорили многие писатели и поэты:
нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и
созидательный труд всего русского народа.
Ведущий 5 «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого
сомнения», - писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь
народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной.
Ученик 1
«Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого
сомнения», - писал Белинский.
Ученик 2
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Константин Георгиевич Паустовский)
Ученик 3
“Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (Александр Иванович Куприн)
Ученик 4
«Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». (Алексей Николаевич Толстой)
Ученик 5
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Иван Сергеевич Тургенев)
Учитель:
1.Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Землю солнце красит , а человека - …(труд).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Язык мой - …(враг мой).
Грамоте учиться - (всегда пригодится)
Без грамматики не (выучить и математики)
Не спеши языком - (торопись делом)
Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)
Слово – серебро - (молчание – золото)
Красна птица пером, (а человек умом)
2.Что они означают?
Рукой подать (близко) В час по чайной ложке (медленно) Во весь дух (быстро) Прикусить язык (замолчать) Засучив рукава (хорошо работать)
3.Я начну фразу а вы быстро завершайте!
Век живи – ... (век учись).
Ты ему слово, а ... (он тебе два).
Когда больше двух, ... (говорят вслух).
Язык мой – ... (враг мой).
Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
Делу время – ... (потехе час).
3. Заключительная часть .
- Вот и подошел к концу наш классный час. Любите и берегите родной язык, изучайте русский язык .В нём наше прошлое, настоящее и будущее.