Эстетическое воспитание - одна из сторон нравственного воспитания. Эстетическое воспитание включает в себя большие области: художественное воспитание, т. е. воспитание средствами искусства и эстетическое воспитание средствами действительности.
Искусство помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Эстетическое воспитание в семье"»
«Эстетическое воспитание в семье»
Назарова Ольга Ивановна
ГУ «Иртышская СОШ №4», учитель начальных классов
высшая категория
Павлодарская область
Эстетическое воспитание – одна из сторон нравственного воспитания. Эстетическое воспитание включает в себя большие области: художественное воспитание, т. е. воспитание средствами искусства и эстетическое воспитание средствами действительности.
Искусство помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. Поэтому одной из основных задач семьи является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему, способности к преобразованию мира на основе гармонии и красоты, эстетических идеалов.
Понятие «художественное воспитание» довольно широко. Он включает в себя воспитание средствами разных видов искусства: музыки, кино, театра, литературы. Особое положение среди них занимает изобразительное искусство. Это объясняется тем, что оно представляет собой не только область познания и отражения окружающей действительности, но и область активного преобразования её. В самом деле, рисуя, ребёнок не только изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому, активно сопереживает героям своего произведения. Так, зачастую, дети рисуют своего положительного героя яркими, сочными красками, большими по размеру (выше домов и деревьев), вкладывая в рисунок всё свое умение и старание. Отрицательного героя рисуют обычно небрежно, применяя темные краски, блеклые краски, сознательно уродуют его. Если же детям приходиться рассматривать репродукции картин художников или иллюстрации в детских книгах, родители непременно увидят, как ребёнок, особенно маленький, будет стремиться к активному выражению своего отношения к изображаемому: если понравилось что-то – стремиться погладить картинку, сказать что-то ласковое, восхищенное; не понравилось – может шлёпнуть по картинке рукой, может даже зачеркнуть, если ребёнок не усвоил еще правил обращения с книгами и репродукциями картин художников.
Существуют 2 пути воздействия изобразительного искусства на духовный мир ребёнка, на развитие его эстетической восприимчивости. Первый из них – путь осмысления окружающего в процессе творческого акта, в процессе создания продукта изобразительного творчества. Второй путь – путь восприятия созданного другими: художниками, другими детьми, когда происходит обогащение опыта каждого за счёт опыта других.
В основе изобразительной деятельности ребёнка в семье должно лежать развитие у него способности к активному целенаправленному наблюдению мира, предметов явлений, окружающих его, посильной передачи увиденного в рисунке.
Очень важно с самого начала правильно подходить к оценке изобразительной деятельности ребёнка в семье. Следует бережно поддерживать его интерес к рисованию. Нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его знаниям. Родителям необходимо понимать закономерности изобразительного творчества детей этого возраста, иначе в рисунках многое может показаться несуразным.
Дома дети любят и чаще всего рисуют по представлению или на темы, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях. Рисуя, ребёнок расставляет предметы в один ряд (например, дом, деревья, цветок – всё на узкой линии «земли», одно за другим), или разбрасывает их по листу без учёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше, без видимой связи между разными по характеру предметами. Например, на одном рисунке увидеть такие не связанные друг с другом по смыслу предметы, как божья коровка, ножницы, кружочек, бантик и т. п.
Изобразительное творчество младших школьников отличает действенный; активный характер. Ребёнок нередко что-то шепчет в процессе создания своего рисунка, часто сам мысленно действует среди изображаемых предметов. Он только постепенно, с возрастом становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определённой точки зрения, как смотрим мы. Часто в одном рисунке встречается несколько разных по времени событий, наподобие кадров диафильмов, смонтированных, как бы в один ряд. Маленькие рисовальщики любят цвет, красочность отвечает их эстетическим вопросам. В погоне за нею иногда нарушается правдоподобие. «Так красивее». Так, например, одна первоклассница нарисовала девочку с розовыми волосами, объясняя при этом, что ей так больше нравится.
Как и чем следует помочь ребёнку в его творческой изобразительной деятельности? Очень большое значение имеют хорошие материалы для рисования: карандаши, бумага, краски – акварель, гуашь, кисти. Зачастую детям родители покупают с удовольствием дорогую игрушку, но с явной неохотой идут на покупку не очень дешёвых гуашевых красок, акварельных красок и кисточек, заменяя их мене качественными материалами.
Такая «экономия» сказывается на качестве детских работ, а в результате – и на понижении интереса к занятиям изо, как к необязательным, а иногда и ненужным, бесполезным. Во время работы необходимо напомнить детям о правилах пользования карандашом, красками, кистями, аккуратности в работе с красками, работе на палитре, лёгкости в работе с карандашом и др. правила.
По мере накопления некоторого опыта в изобразительной деятельности с общим развитием у ребёнка постепенно развивается критическое отношение к своей работе. Тогда ребёнку особенно бывает, нужна оценка его рисунков взрослыми. Он охотно их показывает, ждёт поощрения, которое укрепляет веру в свои возможности. Поэтому проявление интереса взрослых к творчеству ребёнка и некоторых суждений о нём не только поощрят его к дальнейшей работе, но и помогает ему понять, в каком направлении он может и должен усовершенствовать свой рисунок. Давая оценку рисунку ребёнка, надо, разумеется, прежде всего подумать о том, чтобы не разочаровать маленького рисовальщика, отметить положительные стороны его работы, но в то же время обязательно тактично отметить и его недостатки. Очень важно бывает подсказать ребёнку новые интересные темы для рисования и новые виды работ (на основе сюжетов прочитанных книг, театральных спектаклей, услышанного в консерватории, по радио, по телевидению, увиденного в совместном походе в лес, на выставку и т. д.). Большую помощь родителям могут оказать передачи по телевидению «Дисней-клуб», «Ералаш», «Улица Сезам», «Вкусные истории». Эти передачи не только подсказывают новые сюжеты для рисунка, но и показывают разные варианты решения одной и той же темы, что, безусловно, обогащает ребёнка, заставляет его внимательно присматриваться к окружающей действительности, глубже вчитываться в страницы книг, просмотренных фильмов и спектаклей, прослушанных радиопередач и музыкальных произведений. Совместный просмотр этих передач даст возможность родителям помочь ребёнку разобраться в тех или иных явлениях действительности и взаимосвязях, уточнить тему и композицию задуманного рисунка. Большое внимание в домашних условиях должно уделяться рисованию с натуры, т. е. изображению предметов, которые находятся перед рисующим, являются частью окружающей его среды. Большое значение при этом имеет подбор моделей, которые должны быть интересны ребёнку, затрачивать какие-либо струнки его души, будить ассоциации. Так, например, осенью это могут быть яркие осенние листья, различные цветы, овощи, фрукты. Зимой интересно наблюдать, а затем рисовать ажурные ветки оголённых деревьев, весной – трогательные букетики фиалок. Часто ребёнок, начав рисовать с натуры, как бы забывает о модели и переключается на рисование по представлению: пририсовывает листок к яблоку, которого на самом деле нет.
Помощь в таком случае должна состоять в том, чтобы побудить ребёнка рассматривать модель в процессе изображения, сравнивать с ней свой рисунок. Чтобы ребёнку было легко воспринять и передать особенности формы и цвета рисуемой модели, лучше предлагать ему не одну, а две модели одного и того же вида, например, круглый листоче берёзы и вытянутый по форме листочек ивы.
Большое значение в семейном воспитании имеет декоративное рисование. Образцы народно-прикладного искусства часто имеются в каждом доме: хохлома, дымковская игрушка, жестовские подносы. Часто родители сами увлекаются чеканкой, резьбой по дереву, вышивание, макраме. Ребёнок может принимать в этом активное участие, изготавливать своими руками в подарок из пластилина дымковскую игрушку, расписать по мотивам хохломы разделочную кухонную доску. Помощь со стороны взрослых в этом случае должна быть в подборе соответствующих образов, набор открыток, детских книжек – раскрасок, вырезов из газет и журналов. Работа эта необычайно увлекает, особенно, если изготовленная ими вещь находит себе применение в быту.
Некоторые семьи практикуют устройство семейных праздников, к оформлению которых привлекают детей: украшение новогодней ёлки и изготовление игрушек для неё, праздничное панно к различным датам, семейные стенгазеты.
Такая работа неизбежно увлекает детей и взрослых, а радости и удовольствия праздника, к которому так дружно готовилась, принесут очень много. На разных возрастных этапах различные виды художественного творчества занимают особое место.
Так, для младших школьников характерно рисование на тему по представлению. Творчество их свободно, смело. В подростковом возрасте смелость теряется, т. к. ребёнок начинает больше сравнивать, анализировать, часто бывает разочарован своей работой, по его мнению, получается непохоже. В этом возрасте ребёнок с удовольствием рисует с натуры, а на темы и по представлению – только после специальной подготовки (зарисовки, этюды, наблюдения). Декоративное рисование любимо детьми всех возрастов.
Произведения искусств учат смотреть маленьких зрителей на мир с новой, неожиданной стороны, открывают его для ребёнка, углубляют его знания о нём, заставляют сопереживать героям произведений искусства, представления о добре и зле.
Начинать беседу о произведении искусства лучше всего с рассматривания репродукций. Пусть ребёнок всмотрится в неё. Родителям не следует спешить с высказыванием своего собственного мнения. Пусть сначала выскажется сам ребёнок. Выразит своё эмоциональное отношение к увиденному. Если такого эмоционального отклика нет, значит, произведение не тронуло ребёнка, не задело его души. Тогда стоит обратить внимание ребёнка на те или иные стороны произведения, постараться заинтересовать его. Если, несмотря на усилия взрослого, эмоционального интереса всё же не возникло, не стоит настаивать на дальнейшем рассматривании, лучше отложить репродукцию до следующего раза, ведь вполне возможно, что она ещё не по силам для восприятия малыша.
Можно предложить вниманию ребёнка другую репродукцию, но при этом необходимо всегда помнить о доступности для детского восприятия избранной репродукции, об отношении самого воспитателя к этому произведению, об уровне его подготовленности для беседы с ребёнком. Беседа должна начинаться с сюжета, что изображено на картине, кого нарисовал художник, какие события легли в основу. Свой замысел художник доносит до зрителя средствами специфическими для данного вида искусства. В изобразительном искусстве такими средствами являются композиция, свет и цвет, образная характеристика действующих лиц. Важно почувствовать и то состояние, которое овладело художником при создании картины. Для обогащения внутреннего мира ребёнка, его наблюдательности, эстетической восприимчивости можно показать не одну, а две, три репродукции различных картин на аналогичные темы. Например, 2 пейзажа И. Грабаря «Февральская лазурь» и «Белая зима», «Грачиные гнёзда». За один раз не следует показывать больше 5 – 6 репродукций. Репродукции картин можно подбирать в журналах, можно покупать комплекты открыток, можно семьёй просматривать телепередачи. Но никакая самая превосходная телепередача не заменит живого общения с произведениями искусства, с их подлинниками. Пусть местный музей не отличается большим собрание знаменитых полотен, всё равно походы туда должны войти в семейную традицию, стать праздником для членов семьи.
Не надо забывать и об эстетическом воздействии многочисленных иллюстраций в детских книжках. Не следует беспорядочно покупать всё, что лежит на книжных полках. Иногда встречаются детские книжки с иллюстрациями сомнительного художественного достоинства. Книги же с иллюстрациями Васнецова, Чарушина, Лебедева и других признанных авторов книжной графики не оставляют равнодушными ни малышей, ни взрослых, эстетически воспитывают ребят, подводят к эстетической оценке героев и событий через впечатление от художественных образов, эмоционально воспринимаемых детьми.
Занятие искусством в семье неизбежно благоприятно влияют на её членов. Расширяются формы проведения досуга, родители чаще бывают с детьми на природе, знакомят их с местными достопримечательностями, воспитывая у детей чувство патриотизма, гордости, восхищения своим селом или городом. Это в свою очередь, влияет и на самих родителей, сопереживая детям, они как бы заново испытывают те же чувства, которые удалось пробудить в детях.
Взрослые члены семейного коллектива под воздействием искусства активнее включаются в преобразование окружающего мира по законам гармонии. Это сказывается и на эстетике быта семьи, укреплении доброжелательных отношений в ней.
Воздействие семьи на художественно-творческое развитие ребёнка осуществляется по двум каналам: создание изобразительной деятельности ребёнка и целенаправленная организация процесса эстетического восприятия произведений искусства.