Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников"
Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников"
Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.
Как происходит нравственно-эстетическое воспитание школьников?
Для реализации программы по нравственному воспитанию школьников применяются специфические методы и формы работы. Основными являются разъяснение, анализ произведений искусств, решение эстетических задач, поощрение, положительный пример. Формы воспитания – это различные беседы на эстетические темы, просмотры фильмов, вечера поэзии. Для младших школьников самые эффективные средства – это игры, общение, природа, искусство, литература, быт.
Сам научно-познавательный процесс предоставляет огромные возможности для эстетического воспитания как младших, так и старших школьников. Мышление усиливает эстетические переживания. Процесс умственного и физического труда, его содержание, результаты работы также влияют на эстетическое воспитание. Грамотно организованный труд вызывает чувство удовлетворения и наслаждения. Ребенка всегда радуют положительные результаты его деятельности. Поэтому основной особенностью нравственного эстетического воспитания младших школьников является познание через игру. Ведь все, что несет позитивные эмоции, легко запоминается и усваивается детьми. Обстановка, ритуалы игры, костюмы – все это доставляет школьникам массу удовольствия. Вдобавок во время игр дети очень много и неофициально общаются. Ведь общение – это деятельность, обладающая высокой духовной значимостью для детей. Эстетическое воспитание через труд – один из важнейших аспектов успешного педагогического процесса.
Природа также является немаловажным средством воспитания. Она, в отличие от искусства, подвижна и натуральна. Картина природы постоянно меняется в течение суток, за ней можно бесконечно наблюдать! Природа облагораживает человеческие чувства, влияя на духовный облик человека. Природа – это и музыка: пение птиц, шелест листьев, журчание воды. Ароматы лесов и полей, красота и гармония окружающего мира вызывают у школьника переживания, которые становятся дорогими человеку при постоянном общении с природой и ложатся в основу патриотического чувства.
Огромную роль в программе нравственного и художественно-эстетического воспитания играют различные мероприятия вне класса и вне школы. Это позволяет связать творчество школьников и эстетическое просвещение. Именно так учащиеся получают возможность раскрыть свои способности, проявить индивидуальность, обогатить свой жизненный опыт, занять свое место в коллективе.
Программа эстетического воспитания школьников во внеурочное время включает в себя три взаимосвязанных звена:
развитие эстетических чувств;
эстетическое просвещение;
пополнение опыта художественной деятельности.
Но все это будет невыполнимым без поддержки родителей. С учетом своих возможностей они применяют те же формы и средства для эстетического воспитания детей. Главная обязанность родителей – создание благоприятных условий для воспитательного процесса: уютная домашняя обстановка, подобранные предметы искусства, богатая библиотека, телевизор, музыкальные инструменты. Но важнее всего – это искренние и доверительные отношения в семье, совместный труд и досуг. Огромное эстетически-воспитательное значение имеют семейные праздники. На всю жизнь запоминаются совместные прогулки, походы в театр и кино.
Но самым необходимым условием успеха родителей в нравственном эстетическом воспитании детей является связь со школой и сотрудничество с учителями и воспитателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников" »
Внеклассное мероприятие:
«Толерантность – путь к миру»
Цель: Формирование представления о толерантном отношении.
Задачи:
1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
2. Углубить понимание его значения;
3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.
4. Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.
1. Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас и ваших родителей на внеклассном мероприятии. Наше занятие предполагает работу в круге.
Эмоциональный настрой.
Ребята и уважаемые взрослые, мы просим вас встать в круге и взяться за руки. Прослушайте песню «Я, ты, он, она…».
«Я, ты, он, она – вместе дружная страна,
вместе – дружная семья,
в слове «мы» - сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнерадостно начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Вопрос: Какие чувства вы испытали? (ответы) Просим садиться.
Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. В школах и классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых лежат явления нетерпимости. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
2. Сообщение темы и цели.
Тема внеклассного занятия «Толерантность – путь к миру». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
3. История понятия «толерантность».
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
4. Этимология понятия «толерантность».
Обратимся к этимологии понятия «толерантность»:
- в английском языке понятие «толерантность» - устойчивость, выносливость, терпимость;
- во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;
- в китайском языке «быть толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
- в арабском языке «толерантность» - снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим;
- в русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.
- Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы)
- А что же объединяет эти определения? (ответы)
Термин «толерантность» объясняется, как терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Какими чертами должен обладать толерантный человек?
Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
А вот нам кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас мы вам это покажем, а вы нам поможете.
5. Упражнение «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
(После того, как все желающие дети и родители побывают на «волшебном стуле», лидеры ШСП обсуждают с классом то, что дети почувствовали во время упражнения).
- Вам понравилось это упражнение? (ответы)
- Что нового вы узнали друг о друге? (ответы)
- Были комплименты одинаковыми или разными? (ответы)
- Почему разные? (ответы)
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
6. Упражнение «Волшебный микрофон»
(Каждый, кто получает микрофон, отвечает на вопросы лидеров ШСП)
- Ваше увлечение, чем любите заниматься? (ответ)
- О чем вы мечтаете? (ответ)
- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое? (ответ)
- Что нового вы узнали? (ответ)
- Что вас удивило, что понравилось? (ответ)
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.
7. Упражнение «Нарисуй себя»
Каждый участник игры получает шаблон человека. На основе этого шаблона рисует себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Обсуждение:
- Что общего у всех человечков? (ответы: голова, руки, ноги....)
- Чем они отличаются? (ответы: одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
8. Упражнение «Изгой»
Лидеры ШСП сообщают каждому «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному - самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание: Не говоря того слова, что мы вам сказали, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали, где ваша группа? (ответ)
- Легко ли было найти своих? (ответ)
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания? (ответ)
- Как ты себя чувствовал? (ответ)
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (ответы)
- Хотели ли вы быть на месте вороны? (ответы)
- Тяжело ли быть не похожим на всех? (ответы)
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (ответы)
9. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ведущая произносит: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Лизонька, сейчас в школе меня зовут Лиза, а когда я вырасту, меня будут звать Елизавета Дмитриевна». В кругу все по очереди, начиная с ведущей, данную фразу произносят аналогично.
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, чувствовать людей, их настроение, стараться никого не обижать.
10. Творческая работа «Дерево толерантности»
Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доску. Лидеры ШСП, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе.
Надписи, сделанные учениками на листочках «Дерева толерантности»:
- чтобы наша школа была толерантной, нужно уважать других;
- быть всегда добрыми, дружными;
- уметь понимать других людей;
- делать добро, не ругаться, не дразниться, любить;
- провести беседу о толерантности в других классах;
- мы должны помогать друг другу.
11. Итог занятия:
- Ребята, мы сегодня очень много нового узнали о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое? (ответы)
- Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге? (ответы)
- Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем? (ответы)
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но мы надеемся, что придет такое время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся договариваться, и не будут воевать, ругаться, конфликтовать. Давайте же будем с большей долей терпения, уважения и понимания относиться друг к другу, тогда жить в мире и согласии нам станет намного проще.
И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».
Дорогие ребята, примите в подарок от нас - «Правила толерантного общения». (Распечатанные листочки – правила вручаются детям)
Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Стихотворение читают лидеры ШСП
«Доброта и толерантность спасут мир»
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.
Но я уверена, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда..
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей.
Помогает нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
«Люди, доброта и толерантность спасёт мир!»
И вы мне поверить должны!
Ребята! Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Благодарим всех за активное участие. Думаем, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.