kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание школьников

Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.

Как происходит нравственно-эстетическое воспитание школьников?

Для реализации программы по нравственному воспитанию школьников применяются специфические методы и формы работы. Основными являются разъяснение, анализ произведений искусств, решение эстетических задач, поощрение, положительный пример. Формы воспитания – это различные беседы на эстетические темы, просмотры фильмов, вечера поэзии. Для младших школьников самые эффективные средства – это игры, общение, природа, искусство, литература, быт.

Сам научно-познавательный процесс предоставляет огромные возможности для эстетического воспитания как младших, так и старших школьников. Мышление усиливает эстетические переживания. Процесс умственного и физического труда, его содержание, результаты работы также влияют на эстетическое воспитание. Грамотно организованный труд вызывает чувство удовлетворения и наслаждения. Ребенка всегда радуют положительные результаты его деятельности. Поэтому основной особенностью нравственного эстетического воспитания младших школьников является познание через игру. Ведь все, что несет позитивные эмоции, легко запоминается и усваивается детьми. Обстановка, ритуалы игры, костюмы – все это доставляет школьникам массу удовольствия. Вдобавок во время игр дети очень много и неофициально общаются. Ведь общение – это деятельность, обладающая высокой духовной значимостью для детей. Эстетическое воспитание через труд – один из важнейших аспектов успешного педагогического процесса.

Природа также является немаловажным средством воспитания. Она, в отличие от искусства, подвижна и натуральна. Картина природы постоянно меняется в течение суток, за ней можно бесконечно наблюдать! Природа облагораживает человеческие чувства, влияя на духовный облик человека. Природа – это и музыка: пение птиц, шелест листьев, журчание воды. Ароматы лесов и полей, красота и гармония окружающего мира вызывают у школьника переживания, которые становятся дорогими человеку при постоянном общении с природой и ложатся в основу патриотического чувства.

Огромную роль в программе нравственного и художественно-эстетического воспитания играют различные мероприятия вне класса и вне школы. Это позволяет связать творчество школьников и эстетическое просвещение. Именно так учащиеся получают возможность раскрыть свои способности, проявить индивидуальность, обогатить свой жизненный опыт, занять свое место в коллективе.

Программа эстетического воспитания школьников во внеурочное время включает в себя три взаимосвязанных звена:

  • развитие эстетических чувств;
  • эстетическое просвещение;
  • пополнение опыта художественной деятельности.

Но все это будет невыполнимым без поддержки родителей. С учетом своих возможностей они применяют те же формы и средства для эстетического воспитания детей. Главная обязанность родителей – создание благоприятных условий для воспитательного процесса: уютная домашняя обстановка, подобранные предметы искусства, богатая библиотека, телевизор, музыкальные инструменты. Но важнее всего – это искренние и доверительные отношения в семье, совместный труд и досуг. Огромное эстетически-воспитательное значение имеют семейные праздники. На всю жизнь запоминаются совместные прогулки, походы в театр и кино.

Но самым необходимым условием успеха родителей в нравственном эстетическом воспитании детей является связь со школой и сотрудничество с учителями и воспитателями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников" »

Внеклассное мероприятие:



«Толерантность – путь к миру»







Цель: Формирование представления о толерантном отношении.



Задачи:



1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;



2. Углубить понимание его значения;



3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.



4. Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.



1. Вступительное слово.



- Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас и ваших родителей на внеклассном мероприятии. Наше занятие предполагает работу в круге.



Эмоциональный настрой.



Ребята и уважаемые взрослые, мы просим вас встать в круге и взяться за руки. Прослушайте песню «Я, ты, он, она…».



«Я, ты, он, она – вместе дружная страна,



вместе – дружная семья,



в слове «мы» - сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнерадостно начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.



Вопрос: Какие чувства вы испытали? (ответы) Просим садиться.



Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. В школах и классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых лежат явления нетерпимости. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….



Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.



У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.



2. Сообщение темы и цели.



Тема внеклассного занятия «Толерантность – путь к миру». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.



3. История понятия «толерантность».



Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.



На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.



С именем этого человека и связано понятие «толерантность».



4. Этимология понятия «толерантность».



Обратимся к этимологии понятия «толерантность»:



- в английском языке понятие «толерантность» - устойчивость, выносливость, терпимость;



- во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;



- в китайском языке «быть толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;



- в арабском языке «толерантность» - снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим;



- в русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.



- Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы)



- А что же объединяет эти определения? (ответы)



Термин «толерантность» объясняется, как терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.



- Какими чертами должен обладать толерантный человек?



Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.



- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)



А вот нам кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.



И сейчас мы вам это покажем, а вы нам поможете.



5. Упражнение «Комплименты»



Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.



Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.



(После того, как все желающие дети и родители побывают на «волшебном стуле», лидеры ШСП обсуждают с классом то, что дети почувствовали во время упражнения).



- Вам понравилось это упражнение? (ответы)



- Что нового вы узнали друг о друге? (ответы)



- Были комплименты одинаковыми или разными? (ответы)



- Почему разные? (ответы)



Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.



6. Упражнение «Волшебный микрофон»



(Каждый, кто получает микрофон, отвечает на вопросы лидеров ШСП)



- Ваше увлечение, чем любите заниматься? (ответ)



- О чем вы мечтаете? (ответ)



- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое? (ответ)



- Что нового вы узнали? (ответ)



- Что вас удивило, что понравилось? (ответ)



Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.



7. Упражнение «Нарисуй себя»



Каждый участник игры получает шаблон человека. На основе этого шаблона рисует себя, добавляя свои индивидуальные особенности.



Обсуждение:



- Что общего у всех человечков? (ответы: голова, руки, ноги....)



- Чем они отличаются? (ответы: одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)



Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.



8. Упражнение «Изгой»



Лидеры ШСП сообщают каждому «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному - самому озорному, сообщается слово ворона.



Задание: Не говоря того слова, что мы вам сказали, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».



Вопросы для обсуждения:



- Как вы узнали, где ваша группа? (ответ)



- Легко ли было найти своих? (ответ)



Обращаясь к вороне:



- Почему никто не обращал на тебя внимания? (ответ)



- Как ты себя чувствовал? (ответ)



- Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (ответы)



- Хотели ли вы быть на месте вороны? (ответы)



- Тяжело ли быть не похожим на всех? (ответы)



- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (ответы)



9. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»



Ведущая произносит: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Лизонька, сейчас в школе меня зовут Лиза, а когда я вырасту, меня будут звать Елизавета Дмитриевна». В кругу все по очереди, начиная с ведущей, данную фразу произносят аналогично.



Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.



Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, чувствовать людей, их настроение, стараться никого не обижать.



10. Творческая работа «Дерево толерантности»



Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доску. Лидеры ШСП, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе.



Надписи, сделанные учениками на листочках «Дерева толерантности»:



- чтобы наша школа была толерантной, нужно уважать других;



- быть всегда добрыми, дружными;



- уметь понимать других людей;



- делать добро, не ругаться, не дразниться, любить;



- провести беседу о толерантности в других классах;



- мы должны помогать друг другу.



11. Итог занятия:



- Ребята, мы сегодня очень много нового узнали о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое? (ответы)



- Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге? (ответы)



- Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем? (ответы)



К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но мы надеемся, что придет такое время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся договариваться, и не будут воевать, ругаться, конфликтовать. Давайте же будем с большей долей терпения, уважения и понимания относиться друг к другу, тогда жить в мире и согласии нам станет намного проще.



И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».



Дорогие ребята, примите в подарок от нас - «Правила толерантного общения». (Распечатанные листочки – правила вручаются детям)



Правила толерантного общения:



Уважай собеседника.



Старайся понять то, о чем говорят другие.



Отстаивай свое мнение тактично.



Ищи лучшие аргументы.



Будь справедливым, готовым признать правоту другого.



Стремись учитывать интересы других.



Прощай.



Уважай права другого.



Уважай человеческое достоинство.



Принимай другого таким, каков он есть.



Сострадай.



Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.



Стихотворение читают лидеры ШСП



«Доброта и толерантность спасут мир»



Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может, он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.

Но я уверена, что большинство людей



В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!



Доброта – это мир, это истина, правда..

Добрый должен быть каждый из нас,

Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённым в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

В них надежду и веру вселить,

Что зло умирает со зрением,

Но добро продолжат жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

И добротой бескорыстной своей.



Помогает нам каждый сейчас!



Пусть будет небо голубое,

А солнце - ясным!

Пусть человек не будет злым,

И станет мир прекрасным.

Выйдите люди, из своих квартир!

Слова мои хорошо слышны?

«Люди, доброта и толерантность спасёт мир!»

И вы мне поверить должны!



Ребята! Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Благодарим всех за активное участие. Думаем, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников"

Автор: Тюрбеева Динара Бекбауевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства