Час общения
«Дорогами войны»
Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости
за свою Родину; познакомить учащихся с исторически значимыми
для страны датами и событиями, прививать интерес к истории,
формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг
совершенный советским народом.
Оборудование: 1. Выставка книг и плакатов о ВОВ, запись на доске, свеча памяти,
мультимедиа, грамзапись, эпиграф
Эпиграф: И смотрит на сынов своих Отчизна,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Ход часа общения
Учитель: Все дальше уходит от нас майский день 1945-го, который многим запомнится как самый светлый день жизни.
С какими трудностями, страданиями, лишениями шли люди к этому дню!
Тот, кто пережил войну, никогда не сможет о ней забыть, независимо от того, воевал ли он в действующей армии, трудился в тылу или был еще ребенком, бабушки и дедушки многих из вас знают о той прошедшей войне не понаслышке. Она навсегда останется в их памяти. И мы, не знавшие войны, тоже обязаны помнить о ней.
Память… она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики, и она не дает померкнуть для потомков ни одной героической истории Победы над фашизмом.
И сегодня на наш классный час мы пригласили ветерана ВОВ, который сможет рассказать нам о войне, о том, что осталось в его памяти.
Звучит фонограмма песни “22 июня ровно в 4 часа”.
Ведущий: - 9 мая 2016 года в 71 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. (Начинается сама песня.)
1 ученик.
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ученик.
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
- Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.
22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
Ученик:
Война!
Ученица:
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война.
Ученик:
Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Фонограмма песни “Священная война”.
Ведущий:- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы… Но сегодня разговор о той Великой войне.
Лето! Жара… Цветок в росинках весь,
К цветку приник
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
Садились в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиною,
Что вся земля еще спала казалось.
Кто знал, что между миром и войною
Всего каких-то 5 минут осталось.
22 июня 1941 года. Эта дата разделила жизнь черной полосой на 2 половины: первая – до войны,
а вторая – война.
Ведущий: Война разбила надежды, оборвала многие жизни. На защиту Родины поднялся весь народ, от мала до велика. Многие ушли добровольцами на фронт. Молодые люди дописывали себе годы, лишь бы попасть на передовую и сражаться с врагом, не позволить ему топтать родную землю.
Девушка.
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите. Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава
Ученик:
Стихотворение «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть.
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди — и с ними заодно
Выпить не спеши.
К. Симонов
Девушка.
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колена, лежа на земле, имитируют рукопашную схватку. Санитарки перевязывают раненых, уносят их на носилках.
Звучит песня А. Новикова «Дороги».
Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Юноша.
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери.
Солдат.
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок.
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводя, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.
Б. Жуков
Ведущий: Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского:
Дымилась роща над горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Солдат.
Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули,
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал — чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!.»
А шли и гибли
За нее.
Н. Старшинов
Ведущий: Давайте вспомним те годы – 1941-1942 гг.
Не удаётся фашистам прорваться к Москве ни с юга, ни с севера.
- Брать её штурмом, брать её в лоб! – отдают приказ фашистские генералы.
И вот вечер накануне нового наступления. Обер-лейтенант Альберт Найгман спустился к себе в землянку. Достал бумагу, начал писать письмо. Пишет своему дядюшке, отставному генералу в Берлин. Уверен Найгман в победе.
“Дорогой дядюшка! – строчит Найгман. – Десять минут тому назад я вернулся из штаба нашей гренадёрской дивизии, куда возил приказ командира корпуса о последнем наступлении на Москву…” Пишет Найгман, торопится: “Москва наша! Россия наша! Европа наша! Тороплюсь. Зовёт начальник штаба. Утром напишу из Москвы”.
Новую свою попытку прорваться к Москве фашисты начали с самого кратчайшего, Западного направления. Прорвали вражеские дивизии фронт под городом Наро-фоминском, устремились вперёд.
Торжествуют фашистские генералы:
- Путь на Москву открыт!
Посылают депешу в Берлин:
- Путь на Москву открыт!
Ученик.
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Ведущий: - Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу с лица земли. В замыслах противника захват Москвы имел особое значение: потеряв столицу СССР, вынужден будет капитулировать. Гитлер хотел уничтожить столицу со всем её населением. План на Москву получил многозначительное название “Тайфун”. Почему, как вы думаете? Так подчёркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. 30 сентября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.
Ведущий: Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения,
устанавливали “ежи” - противотанковые сооружения в виде скрещённых железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, были сделаны неузнаваемыми важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели купола Кремля. Их покрыли чёрной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким лётчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Ведущий: Вражеским самолётам преграждали путь и наши истребители. 8 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин на высоте 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошёл на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжёлой машины задымил, но и на одном моторе фашистский самолёт мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолёта.
Почувствовав опасность, немецкий лётчик дал очередь из пулемёта. Но поздно.
Раненный в правую руку, Талалихин, управляя самолётом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот рухнул на землю. Виктор благополучно на парашюте спустился на землю. И в честь отважного лётчика названа улица в нашем городе, которому в этом году будет 60 лет.
Ведущий: Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве, то есть в Московской области сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Во время одного боя герои-панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули обратно, а подбить танк очень непросто. Вдруг…они видят новую лавину танков, солдаты приготовились к бою. Встал тут Василий Клочков (политрук) и, обращаясь к солдатам, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Эта фраза стала легендарной, она была в уме каждого солдата, придавала сил каждому воину. Позади Москва, столица, не пропустить. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Ученик.
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона идёт через наши сердца!
- Взвился “Тайфун”, как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты.
Ну, а как же с письмом Найгмана? Дописал ли его офицер? Нет, не успел. Погиб лейтенант, вместе с письмом остался в снегах Москвы.
Ведущий: Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших. Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».
Ведущий:
Страшный путь!
На тридцатой,
Последней версте
Ничего не сулит хорошего?!
Под моими ногами
Устало хрустеть
Ледяное,
Ломкое
Крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
Над тобой высоко.
И нет на тебе никаких одежд
Гол
Как
Сокол. Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец.
И ветер устал
Над тобой свистеть
И устал
Грохотать
Свинец.
Почему не проходит над Ладогой мост?!
Нам подошвы
Невмочь
Ото льда
Отрывать
Сумасшедшие мысли
Буравят
Мозг.
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь
Из моих путей!
На двадцатой версте
Как я мог идти!
Шли навстречу из города
Сотни
Детей:
Замерзали в пути.
Одинокие дети
На взорванном льду —
Эту теплую смерть
Распознать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова «вперед»,
Под каким бы нам
Ни бывать огнем —
У меня в зрачках
Черный
Ладожский
Лед,
Ленинградские дети
Лежат
На нем.
А. Межиров
Ведущий: Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Ученик.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!”
Ведущий: Многие из наших дедушек и бабушек во время войны были еще детьми. Но они не сидели сложа руки. Своими маленькими ручонками они внесли свой вклад в Победу.
Ученик: ( стихи о детях войны)
Ведущий: Каким Вам запомнился этот день – день начала войны? ( выступление ветерана)
И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.
Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».
Девушка.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
С. Щипачев
Проектируются слайды о войне «Журавли»
Почтим память о солдатах минутой молчания
Минута молчания
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.
отрывок из поэмы "РЕКВИЕМ"
.Помните! Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!.
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
заклинаем, - помните!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости
за свою Родину; познакомить учащихся с исторически значимыми
для страны датами и событиями, прививать интерес к истории,
формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг
совершенный советским народом.
Оборудование: 1. Выставка книг и плакатов о ВОВ, запись на доске, свеча памяти,
мультимедиа, грамзапись, эпиграф
Эпиграф: И смотрит на сынов своих Отчизна,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Ход часа общения
Учитель: Все дальше уходит от нас майский день 1945-го, который многим запомнится как самый светлый день жизни.
С какими трудностями, страданиями, лишениями шли люди к этому дню!
Тот, кто пережил войну, никогда не сможет о ней забыть, независимо от того, воевал ли он в действующей армии, трудился в тылу или был еще ребенком, бабушки и дедушки многих из вас знают о той прошедшей войне не понаслышке. Она навсегда останется в их памяти. И мы, не знавшие войны, тоже обязаны помнить о ней.
Память… она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики, и она не дает померкнуть для потомков ни одной героической истории Победы над фашизмом.
И сегодня на наш классный час мы пригласили ветерана ВОВ, который сможет рассказать нам о войне, о том, что осталось в его памяти.
Звучит фонограмма песни “22 июня ровно в 4 часа”.
Ведущий: - 9 мая 2016 года в 71 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. (Начинается сама песня.)
1 ученик.
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ученик.
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
- Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.
22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
Ученик:
Война!
Ученица:
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война...
Ученик:
Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Фонограмма песни “Священная война”.
Ведущий:- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы… Но сегодня разговор о той Великой войне.
Лето! Жара… Цветок в росинках весь,
К цветку приник
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
Садились в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиною,
Что вся земля еще спала казалось.
Кто знал, что между миром и войною
Всего каких-то 5 минут осталось.
22 июня 1941 года. Эта дата разделила жизнь черной полосой на 2 половины: первая – до войны,
а вторая – война.
Ведущий: Война разбила надежды, оборвала многие жизни. На защиту Родины поднялся весь народ, от мала до велика. Многие ушли добровольцами на фронт. Молодые люди дописывали себе годы, лишь бы попасть на передовую и сражаться с врагом, не позволить ему топтать родную землю.
Девушка.
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите... Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава
Ученик:
Стихотворение «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть.
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди — и с ними заодно
Выпить не спеши...
К. Симонов
Девушка.
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колена, лежа на земле, имитируют рукопашную схватку. Санитарки перевязывают раненых, уносят их на носилках.
Звучит песня А. Новикова «Дороги».
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян...
Юноша.
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...
Солдат.
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок...
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводя, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.
Б. Жуков
Ведущий: Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского:
Дымилась роща над горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Солдат.
Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули,
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал — чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»
А шли и гибли
За нее.
Н. Старшинов
Ведущий: Давайте вспомним те годы – 1941-1942 гг.
Не удаётся фашистам прорваться к Москве ни с юга, ни с севера.
- Брать её штурмом, брать её в лоб! – отдают приказ фашистские генералы.
И вот вечер накануне нового наступления. Обер-лейтенант Альберт Найгман спустился к себе в землянку. Достал бумагу, начал писать письмо. Пишет своему дядюшке, отставному генералу в Берлин. Уверен Найгман в победе.
“Дорогой дядюшка! – строчит Найгман. – Десять минут тому назад я вернулся из штаба нашей гренадёрской дивизии, куда возил приказ командира корпуса о последнем наступлении на Москву…” Пишет Найгман, торопится: “Москва наша! Россия наша! Европа наша! Тороплюсь. Зовёт начальник штаба. Утром напишу из Москвы”.
Новую свою попытку прорваться к Москве фашисты начали с самого кратчайшего, Западного направления. Прорвали вражеские дивизии фронт под городом Наро-фоминском, устремились вперёд.
Торжествуют фашистские генералы:
- Путь на Москву открыт!
Посылают депешу в Берлин:
- Путь на Москву открыт!
Ученик.
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Ведущий: - Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу с лица земли. В замыслах противника захват Москвы имел особое значение: потеряв столицу СССР, вынужден будет капитулировать. Гитлер хотел уничтожить столицу со всем её населением. План на Москву получил многозначительное название “Тайфун”. Почему, как вы думаете? Так подчёркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. 30 сентября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.
Ведущий: Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения,
устанавливали “ежи” - противотанковые сооружения в виде скрещённых железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, были сделаны неузнаваемыми важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели купола Кремля. Их покрыли чёрной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким лётчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Ведущий: Вражеским самолётам преграждали путь и наши истребители. 8 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин на высоте 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошёл на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжёлой машины задымил, но и на одном моторе фашистский самолёт мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолёта.
Почувствовав опасность, немецкий лётчик дал очередь из пулемёта. Но поздно.
Раненный в правую руку, Талалихин, управляя самолётом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот рухнул на землю. Виктор благополучно на парашюте спустился на землю. И в честь отважного лётчика названа улица в нашем городе, которому в этом году будет 60 лет.
Ведущий: Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве, то есть в Московской области сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Во время одного боя герои-панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули обратно, а подбить танк очень непросто. Вдруг…они видят новую лавину танков, солдаты приготовились к бою. Встал тут Василий Клочков (политрук) и, обращаясь к солдатам, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Эта фраза стала легендарной, она была в уме каждого солдата, придавала сил каждому воину. Позади Москва, столица, не пропустить. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Ученик.
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона идёт через наши сердца!
- Взвился “Тайфун”, как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты.
Ну, а как же с письмом Найгмана? Дописал ли его офицер? Нет, не успел. Погиб лейтенант, вместе с письмом остался в снегах Москвы.
Ведущий: Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших... Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».
Ведущий:
Страшный путь!
На тридцатой,
Последней версте
Ничего не сулит хорошего?!
Под моими ногами
Устало хрустеть
Ледяное,
Ломкое
Крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
Над тобой высоко.
И нет на тебе никаких одежд
Гол
Как
Сокол. Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец.
И ветер устал
Над тобой свистеть
И устал
Грохотать
Свинец...
Почему не проходит над Ладогой мост?!
Нам подошвы
Невмочь
Ото льда
Отрывать
Сумасшедшие мысли
Буравят
Мозг.
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь
Из моих путей!
На двадцатой версте
Как я мог идти!
Шли навстречу из города
Сотни
Детей:
Замерзали в пути...
Одинокие дети
На взорванном льду —
Эту теплую смерть
Распознать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова «вперед»,
Под каким бы нам
Ни бывать огнем —
У меня в зрачках
Черный
Ладожский
Лед,
Ленинградские дети
Лежат
На нем.
А. Межиров
Ведущий: Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Ученик.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!”
Ведущий: Многие из наших дедушек и бабушек во время войны были еще детьми. Но они не сидели сложа руки. Своими маленькими ручонками они внесли свой вклад в Победу.
Ученик: ( стихи о детях войны)
Ведущий: Каким Вам запомнился этот день – день начала войны? ( выступление ветерана)
И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.