Конкурсная игровая программа «Дорогами войны»
Цель: формирование у учащихся чувства переживания с трагической судьбой, восхищения и гордости за свой народ, проявивших стойкость и мужество в схватке с врагом.
Задачи: - воспитание патриотизма, бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за подвиги своих соотечественников – участников Вов
- расширение знаний учащимся по теме Вов, воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.
- развитие творческих способностей учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.
- познакомить с песнями военных лет.
Оборудование: Презентация с нарезками песен военных лет, видеоклипами, звук метронома.
(Для проведения игры необходимо разбиться на отряды, в каждом отряде выбрать командира. Отряды под номерами садятся за свои столы. За ответы участникам игры выдаются разноцветные звездочки)
Учитель: Есть события над которыми не властно время, и , чем дальше в прошлое уходят годы, тем ценнее становится их значение. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
- Что вы знаете о Вов? Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько лет длилась эта война?
- Когда наш народ отмечает День Победы?
Учитель: Никто из рядовых жителей нашей страны не знал о предстоящей войне. Люди вели обычную жизнь. У школьников накануне прошли выпускные вечера, и многие выпускники еще не пришли домой, гуляя по улицам, когда… (Слайд 1)
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя. (Слайд 2)
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны враг напал на нашу страну. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь народ. (Слайд 3) На фронт уходили и старые, и молодые. (Слайд 4-6)
- Представьте себя в роли добровольца, уходившего на войну. Что вы положите в рюкзак солдата?
Конкурс 1. Собрать рюкзак. (Взять необходимые предметы, уложить в рюкзак).
(Слайд 7)
Учитель: Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится (слайд 8)
Учитель: “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Они поднимали дух солдат. Бойцы знали, что в тылу остались самые близкие и родные люди, на долю которых выпало немало испытаний. Дети с концертами выезжали на линию фронта и своими выступлениями вдохновляли бойцов на подвиг. (слайды9-10)
- Предлагаю послушать воспоминания жительницы посёлка Ерцево Тамары Парфирьевны Чекмаревой, которая во время войны была ребенком и выступала перед солдатами (Видеозапись, слайд11)
Учитель: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. А пока затишье между боев, они забывали про войну и писали письма своим родным и близким людям. (Слайд12-13)
Следующий конкурс для командиров. (слайд 14)
Конкурс 2. Командиров.
Солдаты отдыхали, а командиры в штабах разрабатывали тактику наступлений, продумывали планы битв, как отстоять рубежи своей Родины и освободить территорию от захватчиков. Одной из важнейших битв, была битва за Сталинград, которая продолжалась с 17июня1942 г по 2 февраля 1943 г. И имела два периода: период обороны и период наступления. Эта битва была переломной в войне, с 1993 года мы стали оттеснять врага со своей земли
- Я предлагаю командирам поучаствовать в разработке боя. (слайд 15)
Учитель: Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. (слайд 16)
Пока командиры работают над тактикой боя, отряды будут отгадывать песни военных лет
У нас привал(слайд 17)
Конкурс 3. У нас привал.
Расцветали яблони и груши, (слайд 18)
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
(На высокий берег, на крутой.)
На границе тучи ж ходят смело,
Край сурово тишиной объят
У высоких берегов Амура (часовые родины стоят). (слайд 19)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
(А превратились в белых журавлей.) (слайд 20)
День Победы, как он был от нас далёк
Как в костре потухшем таял уголёк
Были вёрсты, обгорелые, в пыли
(Этот день мы приближали как могли) (слайд 21)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
(Про улыбку твою и глаза.) (слайд 22)
Темная ночь, только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах,
(Тускло звезды мерцают) (слайд 23)
Учитель: в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь
человеку животные. Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной были, конечно, собаки. (Слайд24)
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
-Как вы думаете, о каких тиграх и пантерах говорится в стихотворении?
Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 1943 года овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею управлял (на расстоянии) солдат-дрессировщик». Она сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. Военные корреспонденты вспоминали о многих героических собаках-связистах. Так 14 собак поддерживали связь с полком, оказавшимся в тылу врага. Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, была смертельно ранена, но, истекая кровью, сумела его доставить.
И в наше время собаки служат человеку, работают саперами, обезвреживают преступников, охраняют . (слайд 25)Профессия дрессировщика очень древняя. Предлагаю вам посмотреть фрагмент дрессировки собаки, которая служит для охраны преступников сейчас. (Слайд26. Видео)
Больше всего в войну собаки были помогали санитарам, вытаскивали из под огня с полей битв раненых. Попробуем и мы побыть в роли санитаров,
Конкурс 4. Перевязочный. (слайд 27)
( по представителю от команд выйти к доске, сесть на стулья. Это раненые . выберите 2-х санитаров. Ваша задача – оказать первую помощь пострадавшим. Забинтовать руку, ногу, голову)
Учитель: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Мы помним их, во многих населенны пунктах, городах созданы мемориальные доски с фамилиями павших воинов, погибших в боях за Родину. Отдадим им дань памяти. Встаньте, пожалуйста, вспомним тех кто погиб на войне.
Минута молчания. Метроном. (слайд 28-29)
Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. (слайд 30)
Предлагаю вам послушать интервью ветерана Великой Отечественной войны, дошедшего до Берлина, (Видео, слайд 31)Леонида Ивановича Лебедева. Ветеранов войны практически уже не осталось. Он плохо слышит и ходит только с палочкой.
9 мая Берлин пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
(Слайд32)
Рефлексия
И мы с вами из полученных звездочек сделаем свой салют победы.