Просмотр содержимого документа
«Доклад "Школа и семья "»
1)“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. А.С. Макаренко
В период развития Новой школы, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.
Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании народу «Казахстанский путь – 2050» в качестве общенационально й патриотической идеи представил новую системообразующую ценность «Менгилик Ель».
Учитывая особенность казахстанской системы образования, предлагается«Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел».
Фундамент претворения в жизнь должен быть заложен в школе. В организациях образования необходимо вести воспитательную работу, усилить воспитательный компонент процесса обучения.
2) В целях реализации цели и задач Концептуальных основ воспитания определены приоритетные направления воспитательной работы:
• воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности
• духовно-нравственное воспитание
• национальное воспитание
• интеллектуальное воспитание
• трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
• физическое и психологическое воспитание, здоровый образ жизни
• экологическое воспитание
• поликультурное воспитание
• художественно-эстетическое воспитание
• развитие лидерских качеств
• семейное воспитание
Не случайно на самом первом месте стоит направление - Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности.
В целях формирования гражданина и патриота, обладающего лидерскими качествами.
Но немаловажное направление, на котором хотелось бы заострить ваше внимание – СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает ребенок от родителей. Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим.
Первостепенной задачей родителей и школы является развитие личности ребёнка.
На её развитие значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
3) Отсюда задачи школы:
Сделать родителей союзниками, партнёрами в воспитании и развитии личности каждого ребенка.
Оказать помощь семье в воспитании ребенка.
Организовать совместную работу педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.
Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими помощниками, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
Важно начать эту работу именно в начальной школе. В ходе обучения в начальной школе ребенок овладевает новой деятельностью, изменяется как на уровне организма, так и на уровне личности. Это сложный период не только для самого ребенка, но и для окружающих его людей, особенно взрослых.
4) Для того, чтобы выстроить успешную систему «Семья – Школа – Ребёнок» мы организуем работу с родителями по следующим направлениям:
изучение семей учащихся;
исследование внутрисемейных межличностных отношений родителей;
изучение обучающих и воспитывающих возможностей семьи;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе;
педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
индивидуальная работа с родителями;
информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
совместная деятельность родителей и обучающихся.
Чтобы помочь семье, надо знать: состав семьи ребенка, стиль общения, педагогическую культуру, проблемы в воспитании, социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе.
5) Для этого используем Формы связи школы и семьи:
Индивидуальные:
посещение на дому;
приглашение в школу;
индивидуальные консультации педагога;
переписка;
Групповые
родительский лекторий;
тематические консультации;
классные детские мероприятия;
родительские вечера.
Коллективные
классные родительские собрания;
общешкольные родительские собрания;
дни открытых дверей; концерты;
выставки работ; праздники и т.д.
В нашей школе подобную работу мы начинаем проводить с родителями еще у дошколят, которые собираются обучаться в нашей школе.
Учитель начальных классов тесно знакомится с родителями будущих школьников еще до школы. Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
На основе полученных данных создается обобщенный портрет современного родителя.
Родитель – сотрудник, партнер.
Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).
Родитель – избиратель (находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ, вида деятельности и т.д.).
Родитель – проводник идей в реализации успешности ребенка.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним и проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.
Постепенно, тактично вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи
Давно известна истина, что в семьях с высоким образовательным уровнем, дети добиваются больших образовательных результатов, имеют высокую учебную мотивацию.
Составляя социальный паспорт школы, и, изучая образовательный уровень родителей, мы выяснили, что:
Среднее образование имеют - 5,5%
Средне - специальное имеют – -61,5%
Высшее образование имеют – - 33%
А вот данные анкетирования родителей первоклассников. Они отвечали на вопрос: «Чего вы ожидаете от школы»?
Чтобы дети получили хорошее образование - 94%,
чтобы дети сохранили и улучшили своё здоровье - 79%,
чтобы повысился культурный уровень детей – 67%.
Эти данные показывают, что родители хотят видеть своего ребёнка более успешным, чем они сами.
Сегодня в школе есть родители,которые ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Такое взаимодействие, общение педагога с родителями показывает, что и педагог нуждается в помощи родителей, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Образовательное учреждение должно жить жизнью семьи. Именно в таких условиях успешно могут решаться задачи приобщения родителей к активному участию в делах школы. Живой интерес вызывают у родителей мероприятия, где они либо сами участники, либо хотя бы зрители. И такие мероприятия у нас проводят многие учителя.
6)мероприятия
Сентябрь - Линейка “Здравствуй школа”
Декабрь - Новогодний праздник
Февраль - Праздник “День Защитника Отечества”
Март - Праздник “Для милых дам”
Май - Праздник “Они защищали Родину”
Май – Последний звонок.
Сами родители –участники классных часов, семейных праздников. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, выставкам, соревнованиям. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей. Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей, учителей. В это время выявляются способности всех участников дел класса, их привязанности. Это позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений и талантов.
7) Основные направления взаимодействия школы с семьей:
Содействие приобщению семьи к общей культуре с целью формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей;
Повышение педагогической культуры родителей;
Пропаганда здорового образа жизни в семье;
Повышение правовой культуры родителей.
Одна из проблем это слабая посещаемость родителями собраний.
Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств.
8) РекомендацииКак повысить посещаемость родительского собрания
(идеи в копилку классного руководителя)
1) Обращайся к родителям по имени и отчеству.
2) Чаще благодари родителей за помощь.
3) Готовься к каждому собранию как к уроку: продумывай тему, цели, ход собрания.
4) Используй нетрадиционные формы родительского собрания:
– родительские чтения;
– совместное собрание с детьми;
– посещение музея, выставки и совместное обсуждение.
6) Используй цитаты, эпиграфы, привлекающие внимание к теме собрания.
7) Используй цифровые факты для привлечения внимания к проблеме собрания.
8) Давай возможность родителям высказать свою точку зрения по теме собрания.
9) Готовь к собранию выступление детей.
11) Делай выставки работ учащихся.
12) Используй видеоролики о жизни класса.
13) Используй анкеты для детей о родителях.
9)Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Таким образом, начальная школа – это то звено школы, где важную роль играет создание творческого ансамбля дети-учителя-родители. Развивая идеи педагогики сотрудничества, организуя творческое взаимодействие детей и взрослых, мы создаём максимально комфортную атмосферу для развития растущей личности, формирования социально ценных качеств: инициативы, самостоятельности, целеустремленности. Мы убеждены, что сегодня – как никогда раньше - школа без семьи и семья без школы не могут справиться с задачами становления человека, способного оценить красоту окружающего мира, понять другого человека, стать творцом собственной жизни.
Мы убеждены: педагогический союз учителей и родителей – могучая воспитательная сила, способствующая формированию личности юных граждан независимого Казахстана.