Доклад на тему: «Труд как средство воспитания»
Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь и занимается профессианальным трудом.
Они рассуждают, примерно так:успеть наработаться, пустьпока радуеся жизни, а трудолюбие сформируется – жизнь заставит трудиться.
Но это глубочайшее заблуждение!
Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым можно воспитать каждого.
Что же для этого неоходимо?
В чем проявляется трудолюбие?
Вероятно в работе, которую делают с интересом.А с интересом выполняют ту работу, которая не только чем-то привлекательна, но и хорошо знакома.
Отсюда вытекают два условия:
1.Чтобы любить труд,надо уметь трудиться.
2.Чтобы трудиться с интересом, нужно чтобы труд привлекал.
Когда ребенок пойдет в школу, то он начнет осваивать учебный труд. В этот период важно не просто требовать выполнения задания, а помочь ему освоить приемы рациональной деятельности, благодаря которым он сможет выполнить ее:
- научить планировать выполнение домашнего задания
- выбирать последовательность работы
Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли мы задумываемся, какое содержание вкладываем в эти понятия? На первый взгляд все ясно и просто.Трудолюбивый – это тот, кто любит труд. Вроде бы просто, да не совсем так. К примеру в моем классе ученики Мацарь Женя и Моисеев Игорь часами могут активно работать на субботниках. Пилить сухие деревья, подметать и убирать мусор, даже выносить у старых людей проживающих на нашей улице тяжелые ведра с застоявшим мусором. Но на уроках и получаса посидеть спокойно не могут.Вот,что о них можно сказать? Трудолюбивые они или нет? И вот напрашивается вопрос – «А можно ли вообще воспитать человека так, чтобы он к любому виду труда относился с любовью?» И не ошибемся ли мы, противопостовляя: трудолюбивый – ленивый ? В «толковом словаре» В. Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работающий, не терпящий праздности. В емком понятии «трудолюбие» кроется глубокое , неоднозначное содержание. Здесь и умение и желание трудиться, и способность ощущать радость труда. Именно поэтому трудолюбие лежит в основе трудового воспитания, как первейшей жизненой потребности. Без умения и желания трудиться, без способности получать удовольствие от своего труда, невозможно отношения к нему как к потребности.
Воспитание трудолюбивого человека – забота общая. Для школы крайне важны поддержка семьи, взоимопонимание и согласие между педагогами и родителями.У семьи и школы общая цель.Хотелось бы сказать немного о наших уроках трудового обучения... Надо стараться подходить творчески к каждому из уроков, устраивать разнообразные интересные игры, КВНы,беседы, приносить наглядности /работы учащихся/. Научить учащихся правильно делать уборки в рабочем кабинете, при этом не опаздывать на занятия. Весной заниматься облагораживанием школьного двора. Просто хочется сказать, что трудолюбивый учитель сумеет снять мед и с горьких учеников. Чем взрослее становятся наши дети, тем важнее для их трудовой закалки участие в социально – значимом деле, ощущение доверия и требовательности со стороны родителей , учителей и просто взрослых, возможность проявить свою самостоятельность, свои творческие способности. Поэтому надо давать им эту возможность и в школе и дома. В статье 24 Конституции Республики Казахстан говориться:
1.Каждый имеет право на свободу труда, свободного выбора рода деятельности и профессии в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учетом общественных потребностей.
Учащиеся помогают по дому(помыть посуду, подмести полы, принести с нижних этажей воду, сходить в магазин за продуктами или за лекарствами в аптеку). Сознание того, что своим трудом ученики помогают старому человеку, окрыляет их.
Привлекательность труда может определятся способом его организации.
Пример:
Есть немало семей, где взрослые постоянно играют с детьми, когда занимаются уборкой квартиры?,прготовлением обеда, чтение книг. Ребенок тянется к общению со старшими, он стремиться подрожать им. А уж если взрослые приглашают детей к совместной игре- это окрыляет доверием.
Пример:
Работая на субботниках и воскресниках, я классный руководитель предлагаю ученикам принести мячи и после работы поиграть в подвижные игры на стадионе.Дети очень оживленно начинают работать, чтобы побольше времени осталось на игры.Не забываю похвалить особо отличившихся вслух,чтобы слышали другие. И приятно видеть, что дети преображаются от добрых слов.
Воспитание трудом вырабатывает следующие нравственно-волевые качества необходимые для человека:
- настойчивость
- наблюдательность
- требовательность к себе
- интерес и способность к творчеству
- стремление проявлять заботу об окружающих
- любознательность
- усидчивость
- самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?» чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, что учебный материал запомнился.
Ну а выполнение второго условия чтобы труд был привлекательным, уже сложнее.
Привлекательный труд может быть:
1.По содержанию и по способу исполнения
2.Привлекательность труда может определяться и его целью.
Например уборкой квартиры, наведение порядка в своем уголке или в кабинете – не так уж интересно заниматься.
А вот эстетическое наслаждение наведенным порядком, чистотой, вдруг открывшимся простором, своими руками созданным комфортом может вызвать положительное отношение к домашнему каждодневному труду.
3.Привлекать может и сознание того, что своим трудом помогаешь другим, проявляешь заботу о близких, о товарищах.
Например:В классе действует сектор «Милосердие» в который входит восемь человек. Ребята оказывают посильную помощь жене ветерана В:О:В: Масленниковой (улица Войтинцева 58/62). На праздники от класса делаются подарки. Супруга ветерана очень общительная женщина, она с большим удовольствием начинает вспоминать своего мужа и рассказывать о его подвигах на войне.
Тот кто с детства знает, что труд это закон жизни, кто с молода понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный час у него найдутся воля и силы для этого.
Жюль Верн
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему свое брюхо. Достойный трудится для человечества.
Абай
Работа – мое первое наслаждение.
Моцарт