kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Труд как средство воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Доклад  на тему:  «Труд как средство воспитания»

 Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь и занимается профессианальным трудом.

       Они рассуждают, примерно так:успеть наработаться, пустьпока радуеся жизни, а трудолюбие сформируется – жизнь заставит трудиться.

       Но это глубочайшее заблуждение!

Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым можно воспитать каждого.

Что же для этого неоходимо?

В чем проявляется трудолюбие?

Вероятно  в работе, которую делают с интересом.А с интересом выполняют ту работу, которая не только чем-то привлекательна, но и хорошо знакома.

Отсюда вытекают два условия:

1.Чтобы любить труд,надо уметь трудиться.

2.Чтобы трудиться с интересом, нужно чтобы труд привлекал.

Когда ребенок пойдет в школу, то он начнет осваивать учебный труд. В этот период важно не просто требовать выполнения задания, а помочь ему освоить приемы рациональной деятельности, благодаря которым он сможет выполнить ее:

  • научить планировать выполнение домашнего задания
  • выбирать последовательность работы

   Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли мы задумываемся, какое содержание вкладываем в эти понятия? На первый взгляд все ясно и просто.Трудолюбивый – это тот, кто любит труд. Вроде бы просто, да не совсем так. К примеру в моем классе ученики Мацарь Женя и Моисеев Игорь часами могут активно работать на субботниках. Пилить сухие деревья, подметать и убирать мусор, даже выносить у старых людей проживающих на нашей улице тяжелые ведра с застоявшим мусором. Но на уроках и получаса посидеть спокойно не могут.Вот,что о них можно сказать? Трудолюбивые они или нет? И вот напрашивается вопрос – «А можно ли вообще воспитать человека так, чтобы он к любому виду труда относился с любовью?» И не ошибемся ли мы, противопостовляя: трудолюбивый – ленивый ?  В «толковом словаре» В. Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работающий, не терпящий праздности. В емком понятии «трудолюбие» кроется глубокое , неоднозначное содержание. Здесь и умение и желание трудиться, и способность ощущать радость труда. Именно поэтому трудолюбие лежит в основе трудового воспитания, как первейшей жизненой потребности. Без умения и желания трудиться, без способности получать удовольствие от своего труда, невозможно отношения к нему как к потребности.

     Воспитание трудолюбивого человека – забота общая. Для школы крайне важны поддержка семьи, взоимопонимание и согласие между педагогами и родителями.У семьи и школы общая цель.Хотелось бы сказать немного о наших уроках трудового обучения...  Надо стараться подходить творчески к каждому из уроков, устраивать разнообразные интересные игры, КВНы,беседы, приносить наглядности /работы учащихся/. Научить учащихся правильно делать уборки в рабочем кабинете, при этом не опаздывать на занятия. Весной заниматься облагораживанием школьного двора. Просто хочется сказать, что трудолюбивый учитель сумеет снять мед и с горьких учеников. Чем взрослее становятся наши дети, тем важнее для их трудовой закалки участие в социально – значимом деле, ощущение доверия и требовательности со стороны родителей , учителей и просто взрослых, возможность проявить свою самостоятельность, свои творческие способности. Поэтому надо давать им эту возможность и в школе и дома. В статье 24 Конституции Республики Казахстан говориться:

1.Каждый имеет право на свободу труда, свободного выбора рода деятельности и профессии в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учетом общественных потребностей.

Учащиеся помогают по дому(помыть посуду, подмести полы, принести с нижних этажей воду, сходить в магазин за продуктами или за лекарствами в аптеку). Сознание того, что своим трудом ученики помогают старому человеку, окрыляет их.

    Привлекательность труда может определятся способом его организации.

Пример:

 Есть немало семей, где взрослые постоянно играют с детьми, когда занимаются уборкой квартиры?,прготовлением обеда, чтение книг. Ребенок тянется к общению со старшими, он стремиться подрожать им. А уж если взрослые приглашают детей к совместной игре- это окрыляет доверием.

Пример:

Работая на субботниках и воскресниках, я классный руководитель предлагаю ученикам принести мячи и после работы поиграть в подвижные игры на стадионе.Дети очень оживленно начинают работать, чтобы побольше времени осталось на игры.Не забываю похвалить особо отличившихся вслух,чтобы слышали другие. И приятно видеть, что дети преображаются от добрых слов.

   Воспитание  трудом вырабатывает следующие нравственно-волевые качества необходимые для человека:

  • настойчивость
  • наблюдательность
  • требовательность к себе
  • интерес и способность к творчеству
  • стремление проявлять заботу об окружающих
  • любознательность
  • усидчивость
  • самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?» чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, что учебный материал запомнился.

Ну а выполнение второго условия  чтобы труд был привлекательным, уже сложнее.

 Привлекательный труд может быть:

1.По содержанию и по способу исполнения

2.Привлекательность труда может  определяться и его целью.

Например уборкой  квартиры, наведение порядка в своем уголке или в кабинете – не так уж интересно заниматься.

  А вот эстетическое наслаждение наведенным порядком, чистотой, вдруг открывшимся простором, своими руками созданным комфортом может вызвать положительное отношение к домашнему каждодневному труду.

 3.Привлекать может и сознание того, что своим трудом помогаешь другим, проявляешь заботу о близких, о товарищах.

   Например:В классе действует сектор «Милосердие» в который входит восемь человек. Ребята оказывают посильную помощь жене ветерана В:О:В: Масленниковой (улица Войтинцева 58/62). На праздники от класса делаются подарки. Супруга ветерана очень общительная женщина, она с большим удовольствием начинает вспоминать своего мужа и рассказывать о его подвигах на войне.

 

   Тот кто с детства знает, что труд это закон жизни, кто с молода понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный час у него найдутся воля и силы для этого.

                                                           Жюль Верн

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему свое брюхо. Достойный трудится для человечества.

                                                            Абай

Работа – мое первое наслаждение.

                                                            Моцарт

                                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Труд как средство воспитания» »

Доклад на тему: »Труд как средство воспитания»

Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь и занимается профессианальным трудом.

Они рассуждают, примерно так:успеть наработаться, пустьпока радуеся жизни, а трудолюбие сформируется – жизнь заставит трудиться.

Но это глубочайшее заблуждение!

Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым можно воспитать каждого.

Что же для этого неоходимо?

В чем проявляется трудолюбие?

Вероятно в работе, которую делают с интересом.А с интересом выполняют ту работу, которая не только чем-то привлекательна, но и хорошо знакома.

Отсюда вытекают два условия:

1.Чтобы любить труд,надо уметь трудиться.

2.Чтобы трудиться с интересом, нужно чтобы труд привлекал.

Когда ребенок пойдет в школу, то он начнет осваивать учебный труд. В этот период важно не просто требовать выполнения задания, а помочь ему освоить приемы рациональной деятельности, благодаря которым он сможет выполнить ее:

  • научить планировать выполнение домашнего задания

  • выбирать последовательность работы

Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли мы задумываемся, какое содержание вкладываем в эти понятия? На первый взгляд все ясно и просто.Трудолюбивый – это тот, кто любит труд. Вроде бы просто, да не совсем так. К примеру в моем классе ученики Мацарь Женя и Моисеев Игорь часами могут активно работать на субботниках. Пилить сухие деревья, подметать и убирать мусор, даже выносить у старых людей проживающих на нашей улице тяжелые ведра с застоявшим мусором. Но на уроках и получаса посидеть спокойно не могут.Вот,что о них можно сказать? Трудолюбивые они или нет? И вот напрашивается вопрос – «А можно ли вообще воспитать человека так, чтобы он к любому виду труда относился с любовью?» И не ошибемся ли мы, противопостовляя: трудолюбивый – ленивый ? В «толковом словаре» В. Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работающий, не терпящий праздности. В емком понятии «трудолюбие» кроется глубокое , неоднозначное содержание. Здесь и умение и желание трудиться, и способность ощущать радость труда. Именно поэтому трудолюбие лежит в основе трудового воспитания, как первейшей жизненой потребности. Без умения и желания трудиться, без способности получать удовольствие от своего труда, невозможно отношения к нему как к потребности.

Воспитание трудолюбивого человека – забота общая. Для школы крайне важны поддержка семьи, взоимопонимание и согласие между педагогами и родителями.У семьи и школы общая цель.Хотелось бы сказать немного о наших уроках трудового обучения... Надо стараться подходить творчески к каждому из уроков, устраивать разнообразные интересные игры, КВНы,беседы, приносить наглядности /работы учащихся/. Научить учащихся правильно делать уборки в рабочем кабинете, при этом не опаздывать на занятия. Весной заниматься облагораживанием школьного двора. Просто хочется сказать, что трудолюбивый учитель сумеет снять мед и с горьких учеников. Чем взрослее становятся наши дети, тем важнее для их трудовой закалки участие в социально – значимом деле, ощущение доверия и требовательности со стороны родителей , учителей и просто взрослых, возможность проявить свою самостоятельность, свои творческие способности. Поэтому надо давать им эту возможность и в школе и дома. В статье 24 Конституции Республики Казахстан говориться:

1.Каждый имеет право на свободу труда, свободного выбора рода деятельности и профессии в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учетом общественных потребностей.

Учащиеся помогают по дому(помыть посуду, подмести полы, принести с нижних этажей воду, сходить в магазин за продуктами или за лекарствами в аптеку). Сознание того, что своим трудом ученики помогают старому человеку, окрыляет их.

Привлекательность труда может определятся способом его организации.

Пример:

Есть немало семей, где взрослые постоянно играют с детьми, когда занимаются уборкой квартирығ,прготовлением обеда, чтение книг. Ребенок тянется к общению со старшими, он стремиться подрожать им. А уж если взрослые приглашают детей к совместной игре- это окрыляет доверием.

Пример:

Работая на субботниках и воскресниках, я классный руководитель предлагаю ученикам принести мячи и после работы поиграть в подвижные игры на стадионе.Дети очень оживленно начинают работать, чтобы побольше времени осталось на игры.Не забываю похвалить особо отличившихся вслух,чтобы слышали другие. И приятно видеть, что дети преображаются от добрых слов.

Воспитание трудом вырабатывает следующие нравственно-волевые качества необходимые для человека:

  • настойчивость

  • наблюдательность

  • требовательность к себе

  • интерес и способность к творчеству

  • стремление проявлять заботу об окружающих

  • любознательность

  • усидчивость

  • самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?» чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, что учебный материал запомнился.

Ну а выполнение второго условия чтобы труд был привлекательным, уже сложнее.

Привлекательный труд может быть:

1.По содержанию и по способу исполнения

2.Привлекательность труда может определяться и его целью.

Например уборкой квартиры, наведение порядка в своем уголке или в кабинете – не так уж интересно заниматься.

А вот эстетическое наслаждение наведенным порядком, чистотой, вдруг открывшимся простором, своими руками созданным комфортом может вызвать положительное отношение к домашнему каждодневному труду.

3.Привлекать может и сознание того, что своим трудом помогаешь другим, проявляешь заботу о близких, о товарищах.

Например:В классе действует сектор «Милосердие» в который входит восемь человек. Ребята оказывают посильную помощь жене ветерана В:О:В: Масленниковой (улица Войтинцева 58/62). На праздники от класса делаются подарки. Супруга ветерана очень общительная женщина, она с большим удовольствием начинает вспоминать своего мужа и рассказывать о его подвигах на войне.


Тот кто с детства знает, что труд это закон жизни, кто с молода понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный час у него найдутся воля и силы для этого.

Жюль Верн

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему свое брюхо. Достойный трудится для человечества.

Абай

Работа – мое первое наслаждение.

Моцарт


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему: «Труд как средство воспитания»

Автор: Белгибаева Нэля Борисовна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад на тему: " Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-tiemu-mietody-i-sriedstva-vospitaniia-kul-tury-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "244909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446029664"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему "Значение искусства в развитии и воспитании ребёнка". "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-znachieniie-iskusstva-v-razvitii-i-vospitanii-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "192260"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427440587"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ДИПЛОМНАЯ РАБОТА"
    ["seo_title"] => string(102) "narodnyie-traditsii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-doshkol-nikov-diplomnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "248472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446731527"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад , тема " Организация воспитательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-tiema-orghanizatsiia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "147394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419368165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства