Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе
Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе
Все чаще на страницах газет, экранов телевизиров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокости к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологичексого экономического устройства. Беда в том, что долгое время мы старались обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас "дети являются прилигированным соссловием". И уже поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»
«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».
Насилие над ребенком в школе – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб. Еще недавно насилие над учениками в школах считалось нормальным явлением. Сейчас оно строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Однако до сих пор, по данным общероссийской организации «Право ребенка», около 20% детей в образовательных учреждениях подвергается насилию со стороны учителей или воспитателей. Опыт работы Общественной приемной при Уполномоченном по правам ребенка Московской области показывает, что самому унижающему и опасному насилию в образовательных учреждениях часто подвергаются самые маленькие или полностью беззащитные и зависящие от взрослых дети. Последствия физического и эмоционального насилия в образовательном учреждении могут быть крайне опасными для формирования личности ребенка – вплоть до трагически известных случаев самоубийства. Масштаб и серьезность этой проблемы таковы, что она стала предметом заботы международных организаций, вплоть до ООН, а также и российского правительства.
Согласно проводимым опросам от одной до двух третей учеников подвергается насилию в той или иной форме со стороны их сверстников или старшеклассников. Хотя подобное насилие часто воспринимается педагогами как нечто нормальное в детской и подростковой среде, его травмирующее воздействие на ребенка не меньше, а часто даже сильнее, чем на взрослого человека. В унижении и насилии над ребенком не может быть ничего «нормального». Зачастую, вследствие безнаказанности, оно может принимать по-настоящему преступные формы и иметь драматические последствия.
Как распознать жертву школьного насилия?
Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:
Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;
Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);
Неравенство сил;
Неоднократность действий (преследование);
Неоправданное использование силы;
Очевидное удовлетворение агрессора;
Очевидная подавленность со стороны жертвы.
Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.
Причины и противодействие
Согласно проведенным исследованиям применение взрослым психологического насилия к детям провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно. Жестокость детей по отношению друг к другу зависит от множества других факторов: агрессивности самих учащихся; их жизненного опыта, в том числе, пережитого ими насилия в семье; недостаточности развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствия примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений, знаний о собственных правах и т.д. Не все эти факторы можно устранить, но школьная среда может значительно повлиять на устранение издевательств над учениками путем специально разработанной системы педагогических действий.
Это работа с потенциальными агрессорами и жертвами, включая их информирование, обучение, проведение тренингов, ролевых игр с учащимися и т.д.
На индивидуальном уровне педагог должен надлежащим образом реагировать на случаи насилия в отношении ученика со стороны других детей: принимать меры к прекращению насилия и, при необходимости, обращаться в компетентные органы по защите прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел).
Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
Задачи классного руководителя по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:
-Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
-Выявление проблем взаимодействия обучающихся в семье;
-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся;
-Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.
Формы работы с семьей
ν Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей.(Например, «Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания»;
ν Анкетирование родителей;
ν Размещение информационных материалов на сайте «Как формировать произвольность», стенде «Эмоции и чувства», в папке «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»;
ν Круглый стол с приглашением специалистов города;
ν Школа успешных родителей цель которой, психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;
ν Тренинг для родителей и детей «Навстречу друг к другу»;
ν Совместные игры детей и родителей. «Большая регата»;
ν Индивидуальные и групповые консультации.
Формы работы с педагогами:
ν Беседы с педагогами по вопросам:
- Как вести себя в случае раскрытия насилия;
- Как уменьшить изоляцию ребенка;
- Насилие в семье и его последствия.
ν Консультирование педагогов по итогам диагностики;
ν Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»;
ν Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи»;
Любой вид жестокого обращения с детьми приводит к разным последствиям, но всех их объединяет одно – вред для психического и физического здоровья ребенка, также нередко и опасность для жизни.
Несомненно, что экономические и психологические тяготы переживаемого нами периода не могли не сказаться на росте жестокости по отношению к детям. Все больше случаев, когда родители передают своих детей на попечение бабушек, дедушек, других родственников, государству или просто бросают, не желая обременять себя обязанностями по отношению к ним.
Что делать и куда обращаться, если Ваш ребенок, или Ваш ученик, или просто знакомый, или соседский ребенок пострадал от насилия.
Нужно помнить, что независимо от возраста ребенка, характера и длительности насилия и места, где оно происходило – в семье или вне её, пострадавший нуждается в защите, поддержке и помощи взрослых. Скрывать случившееся – значит нарушать права и интересы ребенка.
В тяжелых случаях, когда ребенку нанесены телесные повреждения, или психическая травма, необходимо обратиться в медицинские учреждения.
Если ребенок стал жертвой преступления или дальнейшее пребывание его в семье становится опасным для жизни и здоровья, необходимо сообщить в дежурную часть ОМВД или в опорные пункты милиции по месту жительства. Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ, Ваше заявление может быть не только письменным, но и устным. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.
Если ребенок остался без родительского попечения и в семье с ним жестоко обращаются, следует обратиться в орган опеки и попечительства.
Дети, пережившие насилие, нуждаются в психологической помощи. Необходимо организовать их встречу с квалифицированным специалистом.