Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«час общения Дорогою добра... »
Конспект часа общения
« Дорогою добра…»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи: – формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра; – развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; – формировать умение совместно работать в группе; – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Оборудование:презентация к классному часу, 6 конвертов для команд с пословицами, бумажная кукла, дерево «доброты»
Ход классного часа
Учитель.Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
(Слайд 1)
А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
Звучит песня «Дорогою добра»
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта.
Первая ученица :Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (слайд 2).
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Учитель:
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Вторая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.
Ребята работают в группах
1 группа
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
2 группа
На добрый привет -
добрый ответ.
Жизнь дана на -
добрые дела.
3 группа
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
4 группа
Без добрых дел
нет доброго имени.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
5 группа
Нет друга - ищи,
а найдешь - береги.
Делай хорошее для других,
сам станешь лучше
6 группа
Дружба как стекло:
разобьешь - не сложишь.
Новых друзей наживай,
а старых не теряй.
Проверим, что у вас получилось
Как вы понимаете смысл пословиц?
«Без добрых дел нет доброго имени?
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод:боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Иван Петрович Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (Слайд ).
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Сценка «Синие листья».
(дети ставят сценку)
У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш Катя.
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.
- Позволила мама?
- Мама то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё и брата.
Приходит Катя на следующий день.
- Ну что, позволил брат?
- Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько.
- Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне только листочки на деревьях нарисовать да травку зеленым цветом.
- Это много
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:
- Ну, бери, что же ты? Бери!
- Не надо.
На уроке учитель спрашивает:
- Так ребятки покажите мне ваши работы..
Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт?
Посмотрела учительница на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?
Игра:
А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий.
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы сейчас вспомним вежливые слова.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
б) Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы послушаем стихотворение, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
“Очень вежливый индюк”
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
“Эй, вы, невежи!”
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
“Я и сам, – кричал индюк, –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!”
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
“Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!”
И добавил с высоты своего величия:
“Не усвоили скоты правила приличия!”
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
Добрые слова
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, “С добрым утром!” – я кричу. “Добрый день!” – кричу я вслед Всем идущим на обед. “Добрый вечер!” – так встречаю Всех домой спешащих к чаю.
Слова “До свиданья!”, “Спасибо!”, “Простите!”, “Пожалуйста!”, “Здравствуйте!” Щедро дарите. Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. Слова эти очень И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны. Без них невозможно На свете прожить. Слова эти нужно С улыбкой дарить.
Культура общения
- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях?
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Учитель:Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.
Упражнение «Волшебное дерево»
На планете нас уже 7 миллиардов человек. И если каждый сделает доброе дело или скажет доброе слово, как засияет наше солнышко.
- Но и вы, ребята, не должны оставаться в стороне. Я вам хочу подарить вот такое дерево добра. Оно голое, без листьев. И мир такой – без доброты – как голое дерево. Но с вашей помощью на дереве появятся листочки. Они у вас на партах.. Если вы совершили доброе дело – возьмите листочек и прикрепите его на ветку. Уверена, что скоро наше дерево добра станет зелёным. Давайте уже начнём. Минуточку подумайте, сделали ли вы недавно доброе дело? Если да – дерево вас ждёт!
( Песня « Дорогою добра» )
- Отлично, я думаю, доброта всегда будет жить в нашем классе и не потеряется.
.Дерево должно получиться очень красивым, потому что у нас живут хорошие, добрые и, значит, красивые люди, и им понравится, если деревья доброты у них будут веселые, звонкие, яркие, солнечные, или тихие, загадочные, сказочные, таинственные, мечтательные, нежные, светлые, ясные – такие, каким бывает волшебство.
Учитель:Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Ученица:Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (Слайды ).
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Учитель:Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения,удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.