Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Задачи: ;
формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира
расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
совершенствовать технику работы с красками;
формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
развивать творческую фантазию;
Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды, репродукции картин, детские работы.
План урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока: «Зимний пейзаж»
Изучение нового материала.
Вводная беседа с демонстрацией репродукций.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока
Учитель: У Афанасия Фета есть прекрасное стихотворение:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Скажите о чём автор говорит в своём стихотворении? (о природе)
А как называется жанр в изобразительном искусстве когда описывают природу? ( пейзаж) Верно.
Итак, значит сегодня поговорим о пейзаже.
Изучение нового материала :
Учитель: Слайд 3
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта
Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. В России в XVIII веке появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: И.Шишкин, Левитан, Алексей Саврасов. Слайд 4,5,6
Актуализация (вопросы по увиденному материалу)
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?
Практическая работа:
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением зимнего пейзажа .
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.
Коллективный просмотр работ учащихся
Подведение итогов урока.
После завершения работы в качестве подведения итога урока дети пишут СИНКВЕЙН к своей работе. Читают записанные синквейны.