Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества № 2"
Конспект занятия
по изобразительному творчеству
(для детей 5 лет)
« Зимнее волшебство ».
Составила и провела: педагог дополнительного образования
Ярославская Елена Борисовна.
Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с жанром «пейзаж» и техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения.
Развивающая: продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Воспитательная: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.
Оборудование:
- Бумага загрунтованная, заостренные палочки по количеству детей и для педагога.
- Выставка иллюстраций с изображением (пейзаж, натюрморт, портрет.)
- Иллюстрации рисунков в технике «Граттаж».
-Аудио запись «Времена года. Декабрь». П. И. Чайковского.
- Презентация «Зима в картинах художников».
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Педагог: Здравствуйте! Ребята, сегодня прекрасный день давайте улыбнёмся друг другу.
2. Сообщение темы занятия.
Я приглашаю вас в сказочный мир пейзажа. Сегодня мы научимся рисовать зимний пейзаж в необычной технике «Граттаж».
3.Актуализация знаний. Диалог (вопрос - ответ)
Педагог. Ребята, а какое время года сейчас?
Дети. Зима.
Педагог: Правильно. Чем зима отличается от других времен? А что бывает зимой?
Дети. Снег, морозы, новый год
4.Чтение стихов.
Да зима замечательное, красивое время года.Природа занимает одно из главных мест в поэзии, и мне хочется познакомить вас ребята со стихами о зиме. Прослушайте, как трогательно описывается это время года.
Педагог: Читает стихи о зиме.
Зима
(отрывок)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
И.З. Суриков
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Понравились ли вам стихи ребята? (Дети делятся впечатлениями.)
Педагог: Да действительно,как красиво описана зима в стихах поэтов.
5.Ребята время зима воспевается не только поэтами, но и художниками.Но чтобы полюбоваться картинами, мы с вами должны вспомнить какая картина называется пейзаж? В этом нам поможет музыкальная подсказка.
Музыкальная загадка (Г.Гладкова ).
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется (пейзаж.).
6.Игра «Найди среди картин пейзаж»
Среди иллюстраций картин представленных на доске дети должны найти пейзаж.
7.Просмотр картин о зиме.
Художники нарисовали много картин о зиме. Сегодня мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме (Показ слайда – картины о зиме)
- Посмотрите ребята, как красиво. Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите.
Какого цвета у них кора? Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики? Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся.
А теперь ребята мы с вами тоже будем рисовать зимний пейзаж.
8.Игровая ситуация.
В коробке, вместо белой бумаги – чёрная бумага.
Ой, а что же случилась с нашей бумагой, она же вся черная!
Педагог: Ребята, я знаю, что случилось, это проделки чёрной феи.
В одной сказочной стране жили-были две сестры, две волшебницы - фея Черная, фея - Белая. Хотя они и были сестрами, они очень отличались друг от друга. Черная фея была очень злая, никого не любила и всем делала только гадости. Жила она в старом заброшенном замке, где царил мрак и холод. Белая фея, наоборот, была добрая и веселая. Она всех любила, всем помогала и в ответ все помогали ей. Ночью фея опуститься на землю, залила всю бумагу, чтоб эти дети ничего уже не смогли нарисовать! Вот оказывается, что произошло с бумагой! Как же нам быть?
9.Сюрпризный момент - письмо
В это время мимо прилетела синичка. Она принесла конверт от белой феи.
Открывается конверт: «Милые ребята, не беспокойтесь, я смогла помочь вам.Теперь ребята обязательно сможете нарисовать на подготовленных листах».
10.Знакомство с нетрадиционной техникой «Граттаж».
Педагог: Кажется, я догадалась, в чем дело. Фея потерла бумагу свечой, а чернила пролилась уже поверх слоя парафина. Если я возьму острую палочку и поцарапаю (демонстрирует), останется белый след! Таким образом, можно нарисовать все что угодно, достаточно процарапать изображение. А техника эта называется «Граттаж». Давайте повторим.
Дети повторяют «Граттаж». Ребята теперь мы с вами сможем нарисовать пейзаж.
11. Физкультминутка
Но прежде чем мы с вами приступим к творческому заданию, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте все встанем, отойдем на шаг от парты, чтобы не мешать друг другу.
Выполним физкультминутку о синичке. Все действия выполняйте вместе со мной.
(Показывают все действиями)
Скоком-боком, боком-скоком (прискок)
Шла синица мимо окон (шаги на месте, руки назад)
Ветром вся взъерошена (повороты вправо, влево)
Снегом запорошена (присели)
-Очень хорошо! А ещё давайте поблагодарим фею и синичку за помощь, помашем ей рукой.
А сейчас снова можете присесть за парты. И мы продолжим…
12.Самостоятельное творчество детей.
Педагог. Рисунки наши сегодня будут о зиме. Можно нарисовать зимний лес, снежинки, снеговика, и т.д. и пусть ваши работы будут сегодня особенно красивыми. Посмотрит на них Черная фея и станет чуточку добрее.
13.Техника безопасной работы заострёнными палочками.
Дети выполняют работы в технике граттаж, выцарапывают.
14.Прослушивание музыки при практической работе.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»
15.Итоги занятия:
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте, вспомним, как мы рисовали сегодня.
• Как называется техника, в которой мы сегодня работали?
• Как подготовить бумагу для граттажа?
• Что нужно сделать, что потом?
• Какие приемы мы использовали для получения изображения?
• Что такое контрастные цвета?
16 Выставка рисунков.
Педагог: Нарисовали, молодцы, ребята посмотрите, Черная фея становиться светлее, она увидела ваши работы и подобрела. Видь, ваши работы получились чудесные, теперь-то она точно подружиться со своей сестрой Белой феей. Ребята, посмотрите на рисунки.
17. Уборка рабочих мест.