Конспект урока по изобразительному искусству по программе В.С.Кузиной и Э.И.Кубышкиной 1 класс
Тема урока:Волшебные краски осени.
Цель: формирование художественной культуры у учащихся как неотъемлемой части духовной культуры
Задачи: создать условия для знакомства с творчеством русских художников И.Грабаря, И.Шишкина; научить исмпользуя показ педагога поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать его в цвете;смешивать акварельные краски,получая оттенки цветов и использовать в своей работе;прорабатывать композицию с помощью средств графики.
Урок разработан в соответствии с ФГОС
В конспекте дано поэтапное рисование осеннего дерева
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебные краски осени»
Урок изобразительного искусства в 1класс.
Учитель: Шалтметис И.З.
Тема: «Волшебные краски осеннего дерева»
Цель урока:
формирование художественной культуры у учащихся как неотъемлемой части духовной культуры
Задачи урока:
- создать условия для знакомства с творчеством русских художников И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря
-научить используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете; смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке; прорабатывать композицию с помощью средств графики
Вид занятия: рисование по памяти и по представлению
Оборудование: лист бумаги, акварель и гуашь, кисти и подставка для кистей,баночка с водой, тряпочка, ватные палочки. Оборудование: запись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня.», Ф. Шопен, интерактивная доска
Ход урока.
Самооопределение к деятельности.
- Посмотрите, какое озорное и весёлое солнышко приветствует вас на уроке и желает всем доброго дня и прекрасного настроения.
- Подумайте, что ещё пригодится нам для успешной работы на уроке?
- Проверим вашу готовность к уроку. Отгадайте загадки и проверьте глазками всё ли у вас припасено на парте для урока.
Если ты его оточишь,
Нарисуешь, что захочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (Карандаш.)
Если ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе, дружно
Нарисуют всё, что нужно. (Краски, кисти.)
Меня пьют, меня льют,
Для рисования берут.
Везде и всем нужна я.
Кто я такая? (Вода.)
- Молодцы! Всё, что необходимо для урока у вас есть. Очень важно уметь организовать своё рабочее место. Расскажите, как расположить учебные вещи, чтобы было удобно работать?
( альбомный лист положить перед собой, краски - над альбомным листом, справа палитра, баночка с водой и тряпочка)
II.Актуализация знаний. Определение темы урока.
- Мы снова на уроке «Учимся учиться!» Что это значит?
- О чём пойдёт речь на уроке вы узнаете, если отгадаете загадку.
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит жёлтым, красным, рыжим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтоб всё стало разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Что же это за волшебник
Так украсил всё кругом?
Разве этот мастер кисти
Вам, ребята, не знаком?
- О каком художнике идёт речь?
Как догадались? Почему осень называют художником?
- Значит, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени)
- Скажите, а вам нравится это время года?
- Какие изменения происходят осенью в природе?
Красота осенней природы всегда удивляет и радует человека. Эту красоту отразили поэты в своих стихотворениях. Послушайте одно из них.
(рассказывает ученик)
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам и нам, и всем подряд.
( «Осенний клад» И.Пивоварова )
- Почему осень «золотая»?
׀׀׀. Беседа по картинам И.Грабаря «Рябинка» и И.Шишкина «Осень».
Красота природы во все времена была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Художники красоту осени показывают красками. Посмотрите, какие замечательные картины нарисовали известные русские художники Иван Грабарь «Рябинка» и Иван Шишкин «Осень».
- Давайте вместе прочитаем название.
- Какие приметы золотой осени увидели на картинах?
-Какое настроение вызывает у вас эти картины?
Картины, изображающие природу, виды городов, называются пейзажами. Эти художники очень любили свою Родину, свою родную природу, поэтому получились такие замечательные работы. Осенний пейзаж вызывает у нас самые светлые и радостные чувства. Осень наполнена не только цветом, но и звуками. Осенние краски композиторы передают в музыке.
-Какую музыку вам хотелось бы послушать, рассматривая пейзажи русских художников?
Физкультминутка «Путешествие в осенний лес»
- Я предлагаю вам совершить путешествие в осенний лес. Закройте глаза и постарайтесь представить всё, что услышите. (звучит музыка П. И.Чайковского Времена года. Осень.)
(звучит музыка, учитель медленно рассказывает)
- Мы вошли в осенний лес. Вокруг красивые деревья. Под ногами шуршит пёстрый ковёр из опавших листьев. Вот красный фонарик – его потеряла осинка! Рядом - жёлтая звёздочка, её подарил клён! А берёзка рассыпала свои листочки, словно золотые монетки!
- Откройте глаза. У вас получилось представить красоту осеннего леса?
А сейчас встаньте, чтобы показать, что произошло дальше.
- Но вдруг подул сильный ветер. (движение руками)
Деревья зашатались.
Посыпался дождь из разноцветных листьев.
Листочки летят, летят, кружатся, шелестят и опускаются, застилая землю разноцветным ковром.
- Скажите, как называется это природное явление? (листопад)
(просмотр слайдов с изображением деревьев в осеннем уборе)
- Какое дерево вам показалось самым красивым?
- Скажите, а какое дерево считается самым любимым в России?
Для русского человека нет дерева милее и роднее, чем берёзка. Смело можно назвать эту красавицу символом России. Стройную , кудрявую и белоствольную берёзку всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Берёзка красива во все времена года, и. конечно, осенний наряд поражает нас своей красотой и нежностью.
- А вы смогли бы передать в рисунке эту красоту осеннего дерева?
- Значит, какую задачу поставим перед собой?
( научиться рисовать осеннее дерево)
׀V. Объяснение нового материала
- С чего начнём работу? (составление совместно с детьми порядка выполнения работы, с сопровождающим показом выполнения рисунка учителем на доске)
- лист разверну горизонтально
- определю расположение предмета в пространстве листа
- 1 этап - композиция в тонких линиях. Я нарисую линию горизонта, лес на дальнем плане - графично. А на переднем плане - красивое, стройное дерево с крупной кроной.
- сначала рисую ствол
-2 этап - заливка плоскости неба. Я использую технику заливка "по- сырому". Но прежде чем приступить к заливке, я готовлю необходимые краски на палитре. Вы знаете, что акварель "любит воду", поэтому краска должна быть жидкая. Для неба мне понадобится кобальт темно-голубой и ультрамарин фиолетовый. При смешивании этих двух красок получается насыщенный сине-фиолетовый оттенок. Добавляю немного воды и перемешиваю. Теперь можно делать заливку плоскости неба, но для начала я всю плоскость неба смачиваю водой с помощью чистой кисти. Пока вода не высохла, сразу наношу подготовленную на палитре краску мягкими движениями, начиная от верхнего края слева направо. Собравшуюся каплю собираю с помощью сухой кисти. Краску необходимо наносить до линии леса на дальнем плане.
- 3 этап - дальний план. Пока небо подсыхает, развожу краски для дальнего плана. Для этого беру немного винзора оранжевого и ультрамарина фиолетового, добавляю воды (так как дальний план по закону воздушной перспективы пишется в более приглушенных тонах). После того, как плоскость неба подсохнет, приступаю к заливке дальнего плана (так же "по-сырому").
4 этап - заливка плоскости земли. Так как трава осенью блекнет, мы будем использовать более темные умбристые тона. Для этого на палитре смешиваем умбру натуральную и коричневый крапп. После того, как дальний план подсохнет, можно приступать к заливке плоскости земли. Для заливки плоскости земли будем использовать растяжку от светлого к темному. Чтобы получить более светлый тон в краску добавляем воды и начинаем заливку от линии горизонта слева направо. Ближе к краю листа краска более насыщенная (меньше воды).
5 этап - передний план. На переднем плане у меня должно быть дерево. Для начала я разведу краски для ствола: квинакридон золотой и умбра натуральная с добавлением черной. Пишу ствол продольными мазками как бы имитируя фактуру коры дерева.
После того, как ствол просохнет, прорисовываю траву на переднем плане.
Готовлю краски на палитре для листвы: 1)гуммигут+розовый перманент; 2)лимонный винзор+квинакридан золотой+умбра натуральная; 3)гуммигут+винзор лимонный; 4)винзор оранжевый+коричневый крапп. Подготовленные краски наношу хаотично мазками (Белка № 3) по всей поверхности кроны дерева, оставляя кое-где просветы.
После того, как крона подсохнет, прорисовываю веточки той же краской, что использовали для ствола.
6 этап - проработка переднего плана графическими материалами - тушь-перо, ручка.
Вот и готова моя осенняя картина. Предлагаю вам придумать свою композицию и выполнить ее поэтапно в цвете.
V.Творческая практическая работа учащимися.
( музыкальное сопровождение П. И.Чайковского Времена года. Осень.)
Итог. Выставка и анализ работ учащимися совместно с учителем.
Рефлексия.
- Составим букет успеха из осенних листьев.
(дети выбирают для себя подходящий осенний лист)
Зелёный лист – у меня всё получилось.
Жёлтый лист – не всё удалось выполнить правильно и аккуратно.
Красный лист – не получилось показать красоту осеннего дерева.
- Какой красивый букет у нас получился! Это значит, мы хорошо потрудились!