Урок изобразительного искусства в 5 классе "О чем рассказывают гербы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе "О чем рассказывают гербы"
Урок проведен по программе, чтобы познакомить детей с символическим языком геральдического искусства на примере русских городов, эмблем, с целью ознакомления с историей герба родной республики, улуса, воспитания чувства патриотизма, уважения к истории, традициям своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе "О чем рассказывают гербы"»
Муниципальное учреждение «Верхневилюйское улусное управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Харбалахская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Золотарева-Якутского»
МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Тема:
«О чем рассказывают гербы».
План открытого урока изобразительного искусства в 5 классе
Учитель ИЗО:
Носова Зоя Дмитриевна
Апрель, 2016 г.
Тема урока:
О чем рассказывают гербы. Декоративность, изобразительная условность искусства геральдики. Создание эскиза герба класса, кабинета и наслега.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели и задачи:
познакомить детей с символическим языком геральдического искусства на примере гербов русских городов, эмблем, историей герба родной республики, улуса;
воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины, к старшим поколениям;
развивать графические навыки, владение композицией, эстетический вкус.
Цели деятельности учителя
Формировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей; познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета, формы и изображений на гербах; воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине, ее истории, культуре; развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, ассоциативно-образное мышление, навыки работы с художественными материалами.
Планируемыеобразовательные результаты
Предметные:научатсяпонимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе страны, других городов; называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба; находить в рассматриваемых гербах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.
Метапредметные:
научатся самостоятельно определять цели своего обучения; ставитьиформулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; излагать свое мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию.
Личностные:формируют умение создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи); формируют навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная, групповая и индивидуальная.
План урока
1. Организация класса:
- 27 апреля-День Республики Саха (Якутия)
- Тема урока
- Цели и задачи урока
2. Формирование новых знаний:
- Беседа «Из истории геральдики»
- Что такое геральдика?
- Что такое герб?
- Правила составления герба
- Символика изображений гербов
- Композиция герба
- Герб рода Пушкиных
- Гербы старинных городов
3. Информация учащихся
- О гербе Российской Федерации – Николаева Альбина
- О гербе Якутии – Васильев Ефим
- О гербе Республики Саха (Якутия) – Григорьев Ефим
- О гербе города Якутска – Саввинова Нина
- О гербе Верхневилюйского улуса – Тюляхова Ира
4. Игра-упражнение, сравнение
5. Показ книг, иллюстраций, значков, эмблемы с изображением флага Харбалахского наслега
6. Практическая работа:
- Разминка – рисование эскизов
- Защита эскизов (3-4 учащихся)
- Самостоятельная работа по парам.
7. Итог урока
- Анализ работ
- Закрепление урока: ответы на вопросы
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест
Оборудование: для учителя – книги по геральдике, значки, с изображением гербов городов, марки, репродукции с изображением классических гербов, слайдовая презентация урока; трафареты и шаблоны;
для учащихся – бумага (А4), графические материалы, трафареты и шаблоны, гуашь, акварель, кисти, фломастеры, ограниченная цветовая палитра (3–5 цветов);
Литературный ряд: 1) Похлебкин В. Эмблематика: как читать эмблемы // Юный художник. – 1980. – № 11; 2) Пчелов Е. В. Государственные символы России: гимн, флаг, герб: учебное пособие. – М.: Русское слово, 2002; 3) Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева и др. – М.: Локид – миф, 2000. 4) Государственная символика Республики Саха (Якутия) 5) Энциклопедия для детей «История России» 6) Энциклопедия для детей «Всемирная история» 7) Введение в историю, 3 класс.
Ход урока
Организация класса:
- введение: 27 апреля - День Республики Саха (Якутия);
- тема урока;
- цели, задачи.
II. Формирование новых знаний.
Беседа «Из истории геральдики».
Символические изображения были в употреблении у человека с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах. Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего.
В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо еще и потому, что закованные в железные доспехи, рыцари мало отличались один от другого, и отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов. Это стало особенно необходимо, когда крестовые походы с рыцарством всей Европы двинулись на восток для освобождения Гроба Господня.
По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, являлись как бы свидетелями подвигов их носителя, а потому уже свято сохранялись в память походов не только самим рыцарем, но и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков – запрещения ношения их лицами, не имеющими на то право (с X века).
Геральдика
Составление правил возложено было на лиц, известных своею доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, «Heer-alt», то есть ветеранами.
Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной «Heeraldik» – геральдика. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Гербом, следовательно, называется символическое изображение, составленное на основании определенных знаков и утвержденное верховной властью, отражающее степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Герб изображался его владельцем не только на оружии, но стал помещаться и на печатях к документам владельца. Таким образом создавались гербы земельные или местные, заимствованные из гербов родовых, гербы земель и территорий.
Когда же появлялись новые города, образовывались новые государственные территории, то необходимость употребления печати заставила и их создать гербы с символическими изображениями местных отличий, исторических событий и т. п.
Наука о гербах – гербоведение или геральдика рассматривает гербы родовые и гербы земельные. Но существует еще средняя группа – гербы государственные.
Правила составления гербов:
Основа герба – щит: . треугольный – варяжский, нормандский; . овальный – итальянский; . квадратный с округлостью внизу – испанский; . четырёхугольный с заострением внизу – французский; . фигурный – немецкий. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб, перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная), зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки.)
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род. . лев – отвага, сила, гнев, великодушие; . журавль – бдительность и осторожность; . лилия – расцвет и успех; . единорог – непобедимость; . гриф – неустрашимость и свирепость; . кошка – независимость; . волк – злость, жадность; . кабан – бесстрашие; . петух – воинственность; . павлин – хвастовство; . розы – чистота, святость; . ключи – открытость.
Форма герба может быть разнообразной, но в основном она вписывалась в прямоугольник, что повторило форму щита древних рыцарей. Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбранный цвет имел символическое значение (мог изображаться как краской, так и графически, то есть штрихами).
Золотой цвет (графически изображается точками) – символ богатства, справедливости, великодушия; серебро – чистое поле, символ чистоты и невинности; червленый (темно-красный) – графически вертикальными линиями, символ храбрости, мужества, неустрашимости, смелости, любви; голубой (лазурь) – смесь кобальта и ультрамарина, графически горизонтальными линиями, символ красоты, мягкости, величия; зеленый – смесь хрома и растительной зелени, графически диагональными линиями справа (раньше слева) – символ надежды, радости, изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) – смесь кармина и розового лака, графически диагональными линиями слева (раньше справа) – символ достоинства, силы и могущества; черный (чернь), слоновая кость, графически или сплошь затушевано, или взаимно пересекающимися линиями – символ печали, благоразумия, ожирения, мудрости.
Кроме того, для изображения человеческого тела и фигур употребляются финифть телесная и натурального цвета, графически изображаемая оттенками и тушевкой.
Щит составляет главнейшую часть герба. Формы: треугольная, французская (самая распространенная), круг, прямоугольник и др. В большинстве случаев щит делится на несколько частей, из которых каждая называется полем.
Основных делений 3: рассечение, пересечение, скошение.
Композиция герба
Все в композиции герба имело значение и несло информацию о владельце.
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображений человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб неслучайно. Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь – означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука в перчатке – храбрость.
Композиция герба обычно симметрична, уравновешена. Самую важную информационную часть (символы) помещали в центр щита. По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.
Герб украшает лента с девизом.
Девиз– это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.
Венчает герб корона.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию о самом человеке.
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности.
Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
Семейные гербы дополнялись новыми символами для различия членов семьи. Например, символ второго сына – полумесяц, третьего – пятиконечная звезда, четвёртого – птица.
Герб рода Пушкиных
Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.
Пушкины — русский дворянский род, происходящий от легендарного выходца «из немец» мужа честна Ратши, потомок которого в 7-м колене, Григорий Александрович, прозванный Пушка, был родоначальником Пушкиных. О службе родоначальника ничего неизвестно, но поскольку один из его сыновей был боярином, Григорий был незаурядным служилым человеком, обладавший большими вотчинами. Род достаточно рано разделился на множество ветвей, многие из которых захудали.
Описание:
Щит разделен горизонтально на две части, из коих в
верхней в горностаевом поле на пурпуровой подушке с
золотыми кистями положена княжеская шапка. В
нижней части в правом голубом поле изображена в
серебряных латах правая рука с мечем вверх поднятым;
в левом золотом поле голубой орел с распростертыми
крыльями, имеющий в когтях меч и державу голубого
цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянскими
шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом.
Гербы старинных российских городов.
Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображался на городских воротах и главных зданиях. Герб города получал право на существование, если утверждался царем (правительством). Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.
В советские времена многие гербы были изменены, но сейчас старые русские города возрождают прошлое изображение на своих гербах.
- А знаете ли вы историю возникновения Российского герба?
Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В XV веке царь Иван III женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. В XVIII веке на щите герба расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца – наиболее почитаемого святого на Руси.
Информация учащихся
- О гербе Российской Федерации расскажет Лиана Николаева.
- Герб Якутии менялся несколько раз: герб Якутской области Российской империи; герб Якутской АССР.
- О гербе Якутии расскажет Саша Васильев.
- О гербе Республики Саха (Якутия) расскажет Айастаан Полатонов.
- Гербы городов республики рассказывают об истории, культуре и жизни, животном и растительном мире городов, улусов.
- О гербе столицы нашей республики г.Якутска расскажет Сахаайа Васильева.
- Все муниципальные районы (улусы) Республики Саха (Якутия) имеют свои гербы.
- А о гербе нашего родного улуса расскажет Оркон Кузьмин.
- Мы, посмотрев на гербы, сразу узнаем, чем живет и занимается, чем знаменит этот улус.
Давайте посмотрим и угадаем, герб какого улуса изображен на слайде?
- Сунтарский улус,
- Амгинский улус,
- Мегино-Кангаласский,
- Оймяконский,
- Таттинский,
- Мирнинский.
- Также рассмотрим и сравним гербы улусов: Аллаиховский, Усть-Янский, Вилюйский, Нюрбинский.
Показ книг, иллюстраций, значков, эмблемы с изображением флага нашего села.
III. Практическая работа.
Задание. Придумать свой вариант герба для класса, кабинета и наслега.
Подумать, какие элементы-символы могут четко, ясно и понятно характеризовать «хозяина» герба (знаки зодиака, предметы увлечений, символы учебных предметов – математики, химии и т. п.).
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге (лучше использовать контраст). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми (расшифровываемыми) и видны издалека.
Придумать девиз, который наиболее полно и четко отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. Девиз пишется на ленте.
1. Р а з м и н к а: выполнение эскиза (3-5 минут).
2. З а щ и т а э с к и з о в: 3-4 учащихся.
3. Р а б о т а п о п а р а м: организация рабочего места; умение общаться,
работать вместе, сообща.
IV. Итог урока.
1. Анализ работ:
– по правильности использования элементов щита, построения композиции;
– сочетанию цветов в композиции;
– соответствию исполнения выбранных символов.
Работы выставляются на доске.
2. Ответы на вопросы.
– Что такое герб?
– Где и когда появились первые гербы?
– Кто такой герольд?
– Зачем нужен девиз?
– Что такое геральдика?
– Где помещались изображения герба?
– Как вы думаете, геральдика продолжает свое существование теперь?