kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 5 классе по УМК Б.М. Неменского "О чем рассказывают гербы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы"»

МКОУ «Клетская СШ»









«О чём рассказывают гербы»

(Урок изобразительного искусства в 5 классе)








Разработал: учитель

изобразительного искусства

Еманов Владимир Васильевич














ст. Клетская 2016г







Предмет: изобразительное искусство


Место и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения новых знаний

Цель урока: знакомство обучающихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в искусстве геральдики.

Задачи:

- Образовательные: сформировать представления о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей;

- Развивающие: Развивать творческий интерес, познавательную активность, навыки работы в создании эскиза герба;

- Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.


Дидактические средства:

для учителя -

Изобразительный ряд: презентация «О чем рассказывают гербы»

Музыкальный ряд: гимн России

для обучающихся: бумага, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.



Ход урока. I.Организационный этап.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Давайте, проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежат: бумага, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.

Ребята, давайте настроимся на хороший, рабочий лад и у нас с вами все получится.


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Текст Гимна России (Слайд 1)

Учитель: Ребята, знакомы ли вам эти слова?

Дети: Да, это гимн России.

Учитель: Правильно. А что такое гимн?

Ученики: Это отличительный знак, символ нашего государства.

Учитель: Верно! Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символ - это условный знак.

Гимн – это символ нашей страны.


Учитель: Ребята, а какие ещё государственные символы вы знаете?

Дети: Герб, флаг (Слайд 2).

Учитель: Правильно, молодцы. Отличительные символы существуют не только у государств, но и областей, городов и даже у мелких населенных пунктов, таких как наша станица Клетская.(Слайд 3)


Как вы думаете какой же теме будет посвящён наш сегодняшний урок?

Ученики: Гербам.

Учитель: Да, тема сегодняшнего урока «О чем рассказывают гербы». (Слайд 4)


Попробуйте сформулировать цели нашего урока:

Ученики: (формулируют цель) нужно

  • узнать что такое герб

  • определять основные части классического герба

  • понять символическое значение формы, цвета герба и изображения на гербе

  • выполнить эскиз герба своего класса (Слайд 5).


III. Первичное усвоение новых знаний


Учитель: Слово “герб” пришло в русский язык в XVI-XVII веках.

Герб - немецкое слово. В переводе на русский язык обозначает «наследство».

Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину— рода или отдельного лица,

отражающее исторические традиции владельца (Слайд 6).

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Дети: В период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

Учитель: правильно. (Слайд 7).В начале изображения на рыцарских доспехах были случайными, но потом они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельцев, ими стали дорожить и передавать по наследству (Слайд 8). Тогда и появились специальные люди – герольды (в переводе с немецкого - глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они стали описывать и составлять гербы.

Так возникла геральдика – наука о гербах (Слайд 9).

Учитель: А теперь давайте познакомимся с геральдической азбукой.

Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы.

Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом?

Дети: Потому что, первые гербы изображали на доспехах - щитах.


Учитель: Известно пять основных форм западноевропейских щитов: овальную форму имел итальянский щит, треугольную – варяжский, прямоугольную – исландский, прямоугольную с заострением внизу – французский, неправильную резную – немецкий (Слайд 10).

Учитель: Поле щита может быть однотонное, простое, разделенное, сложное. Щит бывает разделенным по вертикали - рассеченный, по горизонтали - пересеченный, по диагонали - скошенный. (Слайд 11)


Учитель: Цвет в гербе имеет символическое значение. В геральдике используется семь цветов. Подумайте, что могут означать цвета: золотой (желтый),серебряный (белый), красный, синий (голубой), зеленый, черный, пурпурный?

Дети: Красный - цвет крови, храбрость. Черный - траур. Зеленый - спокойствие. Золотой - богатство.

Учитель: В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов:

золотой – богатство, справедливость, сила;

серебряный –невинность, чистота, благородство;

красный – любовь, храбрость, мужество, великодушие;

синий – верность, честь, красота , величие, ясность;

зелёный – изобилие, свобода, надежда;

чёрный – мудрость, смелость, печаль

пурпурный – могущество. (Слайд 12).


Учитель: Первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила, предметы быта. Каждое изображение несёт в себе определённый смысл.


Изображения на гербах можно разделить на:

естественные (Слайд 13) (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды),

искусственные (Слайд 14), созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда),

фантастические (Слайд 15) (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).


У вас на столах лежат памятки. Обратите внимание, какое изображение что обозначает.

Лев - сила, мужество, великодушие

Леопард - храбрость, отвага

Орел - власть, господство, великодушие и прозорливость

Конь - храбрость льва, зоркость орла, сила, быстрота

Собака - верность, преданность, повиновение

Кошка - независимость

Овца - кроткость

Кабан (вепрь) - мужество, неустрашимость

Ворон - долголетие

Медведь - символ мудрости

Голубь - символ мира и чистоты

Пчела- символ трудолюбия

Змея - вечность

Феникс - бессмертие

Крылатый змей – зло, смута

Дракон – могущество

Единорог - чистота, непорочность

Рука – храбрость

Дуб - крепость, сила

Лавр – слава

Солнце - свет, богатство, изобилие

Звезда - ночь, вечность

Посох - духовная власть

Раскрытая книга – знание


Учитель: Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.


VI. Первичная проверка понимания


Учитель: А теперь давайте познакомимся с историей Российского герба.

Ученик (сообщение): Герб России – двуглавый орёл, более пяти столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов.

Принятие этого рисунка связано с именем Ивана III Васильевича, великого князя московского (Слайд 16). После смерти первой жены Иван женился на иноземке – наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России – Софья). Иван решил сделать к свадьбе сюрприз. Так как на гербе Византии был нарисован орёл, Иван III приказал придумать изображение нового российского герба, в содержание которого входил бы рисунок орла.

Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезённого Софьей, русский двуглавый орёл превратился в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского – изображением исконно русского Святого Георгия Победоносца.

Учитель: Российский герб часто изменял свой облик. Разница между гербами царской России и современной России заключается в цвете орла. До 1917 года он был чёрным, а в наше время – жёлтый (Слайд 17).

30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором даётся описание нового герба.

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Автором современного герба является Е.Ч.Ухналёв.

Учитель: Каждое государство в мире, каждый город имеет свой герб. Каждый из них подчёркивает особенность и неповторимость своего города.

Конечно, и наш Волгоград имеет свой герб, и наша станица Клетская (Слайд 18).

Учитель: А теперь, давайте посмотрим на герб ст. Клетской и попытаемся его прочесть. Как вы думаете, что означает выражение «прочитать герб»?

Дети: Прочитать герб – это значит рассказать о значении цвета и используемых символах.


Описание герба станицы Клетской.

В гербе используются традиционные цвета Войска Донского – синий, красный и желтый, они же присутствуют во флаге России. В широкой оконечности герба - стилизованное изображение донской волны. Красная полоса здесь символизирует доблесть, геройство, отвагу в боях с иноземными захватчиками. Серебристое (белое) поле – изображение меловых склонов правого берега Дона – наиболее характерного географического признака станицы. Кроме того, этот цвет обозначает чистоту помыслов, благородство. Подводка (красного цвета) на серебристом склоне символизирует традиционные занятия казачества – землепашество и защита южных границ России. Хорошо кованый конь – так же символ трудолюбивого селянина. Подкова, таким образом, и в современных условия – призыв работать, а значит, и жить лучше. Издревле подкова символизирует счастье. Внутри подковы – 1614 год первого упоминания о Клетском поселении. Красное поле над серебристым полем символизирует взошедшую в 1917 году над Доном зарю революции, а также кровопролитные бои на клетской земле в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Три золотистых колоса – символ основной и древнейшей профессии клетчан – хлеборобства. Скрещение их показывает единение прошлого, настоящего и будущего поколений. Герб в форме щита. Это символ неприступности клетской земли для врага.


Динамическая пауза

Покажи мне»

(Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.)

- Как живете?

- Как идёте?

- Как стоите?

- Как молчите?

- Как даёте?

- Как берёте?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как шалите?

- Как грозите?

- Как сидите?


V. Первичное закрепление

Выполнение практической работы.

Учитель: Сейчас ребята я предлагаю поработать вам в парах. Постарайтесь придумать герб своего класса и нарисовать его эскиз.

На экране подсказка, какую форму имели щиты (Слайд 19). Выполняется групповая работа учащимися.

Демонстрация и защита выполненных работ ( определение лучших).


VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Ребята, дома вам предлагается придумать и выполнить эскиз герба своей семьи Можно нарисовать, выполнить в технике «Аппликация», сделать на компьютере с помощью графического редактора.

( Слайд 20)


VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

(Слайд 21)

Учитель:Ребята, теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке продолжив предложения

  • Я знаю…

  • Я понимаю…

  • Для меня было открытием…

  • У меня получилось…

  • Мне понравилось…


Учитель: Ребята, как вы думаете, мы с вами достигли поставленных целей?


Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами


Когда задумаюсь о жизни,

Что мне дороже и родней,

Я обращаю взор к Отчизне,

России, Родине моей.

Она, я знаю, не покинет

И злому духу не предаст,

Она меня любого примет

И руку в трудный час подаст.


Спасибо за урок!

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы"

Автор: Еманов Владимир Васильевич

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "интегрированный урок изобразительного искусства, истории и музыки "Лицо моей Родины" "
    ["seo_title"] => string(87) "intieghrirovannyi-urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-istorii-i-muzyki-litso-moiei-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "100580"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385053"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "разработка урока  по изобразительному искусству для 5 класса по теме "О чем рассказывают гербы?" "
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-5-klassa-po-tiemie-o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "130206"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415859578"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы""
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "339710"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471441730"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "План урока на тему: «О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_uroka_na_tiemu_o_chiem_rasskazyvaiut_ghierby_chto_takoie_embliemy_zachiem_o"
    ["file_id"] => string(6) "449170"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515615290"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»"
    ["seo_title"] => string(117) "plan-konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-dlia-5-klassa-na-tiemu-o-chiem-rasskazyvaiut-nam-ghierby-i-embliemy"
    ["file_id"] => string(6) "313335"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459451937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства