Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы"»
МКОУ «Клетская СШ»
«О чём рассказывают гербы»
(Урок изобразительного искусства в 5 классе)
Разработал: учитель
изобразительного искусства
Еманов Владимир Васильевич
ст. Клетская 2016г
Предмет: изобразительное искусство
Место и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения новых знаний
Цель урока: знакомство обучающихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в искусстве геральдики.
Задачи:
- Образовательные: сформировать представления огербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей;
- Развивающие: Развивать творческий интерес, познавательную активность, навыки работы в создании эскиза герба;
- Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
Дидактические средства:
для учителя -
Изобразительный ряд:презентация «О чем рассказывают гербы»
Музыкальный ряд: гимн России
для обучающихся: бумага, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.
Ход урока. I.Организационный этап. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Давайте, проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежат: бумага, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.
Ребята, давайте настроимся на хороший, рабочий лад и у нас с вами все получится.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Текст Гимна России (Слайд 1)
Учитель: Ребята, знакомы ли вам эти слова?
Дети: Да, это гимн России.
Учитель: Правильно. А что такое гимн?
Ученики: Это отличительный знак, символ нашего государства.
Учитель: Верно!Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символ - это условный знак.
Гимн – это символ нашей страны.
Учитель: Ребята, а какие ещё государственные символы вы знаете?
Дети: Герб, флаг (Слайд 2).
Учитель: Правильно, молодцы. Отличительные символы существуют не только у государств, но и областей, городов и даже у мелких населенных пунктов, таких как наша станица Клетская.(Слайд 3)
Как вы думаете какой же теме будет посвящён наш сегодняшний урок?
Ученики: Гербам.
Учитель: Да, тема сегодняшнего урока «О чем рассказывают гербы». (Слайд 4)
Попробуйте сформулировать цели нашего урока:
Ученики: (формулируют цель) нужно
узнать что такое герб
определять основные части классического герба
понять символическое значение формы, цвета герба и изображения на гербе
выполнить эскиз герба своего класса (Слайд 5).
III. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Слово “герб” пришло в русский язык в XVI-XVII веках.
Герб - немецкое слово. В переводе на русский язык обозначает «наследство».
Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину— рода или отдельного лица,
отражающее исторические традиции владельца (Слайд 6).
Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?
Дети: В период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.
Учитель: правильно. (Слайд 7).В начале изображения на рыцарских доспехах были случайными, но потом они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельцев, ими стали дорожить и передавать по наследству (Слайд 8). Тогда и появились специальные люди – герольды (в переводе с немецкого - глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они стали описывать и составлять гербы.
Так возникла геральдика – наука о гербах (Слайд 9).
Учитель: А теперь давайте познакомимся с геральдической азбукой.
Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы.
Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом?
Дети: Потому что, первые гербы изображали на доспехах - щитах.
Учитель: Известно пять основных форм западноевропейских щитов: овальную форму имел итальянский щит, треугольную – варяжский, прямоугольную – исландский, прямоугольную с заострением внизу – французский, неправильную резную – немецкий (Слайд 10).
Учитель: Поле щита может быть однотонное, простое, разделенное, сложное. Щит бывает разделенным по вертикали - рассеченный, по горизонтали - пересеченный, по диагонали - скошенный. (Слайд 11)
Учитель: Цвет в гербе имеет символическое значение. В геральдике используется семь цветов. Подумайте, что могут означать цвета: золотой (желтый),серебряный (белый), красный, синий (голубой), зеленый, черный, пурпурный?
Дети: Красный - цвет крови, храбрость. Черный - траур. Зеленый - спокойствие. Золотой - богатство.
Учитель: В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов:
золотой – богатство, справедливость, сила;
серебряный –невинность, чистота, благородство;
красный – любовь, храбрость, мужество, великодушие;
Учитель: Первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила, предметы быта. Каждое изображение несёт в себе определённый смысл.
Учитель: Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.
VI. Первичная проверка понимания
Учитель: А теперь давайте познакомимся с историей Российского герба.
Ученик (сообщение): Герб России – двуглавый орёл, более пяти столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов.
Принятие этого рисунка связано с именем Ивана III Васильевича, великого князя московского (Слайд 16). После смерти первой жены Иван женился на иноземке – наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России – Софья). Иван решил сделать к свадьбе сюрприз. Так как на гербе Византии был нарисован орёл, Иван III приказал придумать изображение нового российского герба, в содержание которого входил бы рисунок орла.
Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезённого Софьей, русский двуглавый орёл превратился в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского – изображением исконно русского Святого Георгия Победоносца.
Учитель: Российский герб часто изменял свой облик. Разница между гербами царской России и современной России заключается в цвете орла. До 1917 года он был чёрным, а в наше время – жёлтый (Слайд 17).
30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором даётся описание нового герба.
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
Автором современного герба является Е.Ч.Ухналёв.
Учитель: Каждое государство в мире, каждый город имеет свой герб. Каждый из них подчёркивает особенность и неповторимость своего города.
Конечно, и наш Волгоград имеет свой герб, и наша станица Клетская (Слайд 18).
Учитель: А теперь, давайте посмотрим на герб ст. Клетской и попытаемся его прочесть. Как вы думаете, что означает выражение «прочитать герб»?
Дети: Прочитать герб – это значит рассказать о значении цвета и используемых символах.
Описание герба станицы Клетской.
В гербе используются традиционные цвета Войска Донского – синий, красный и желтый, они же присутствуют во флаге России. В широкой оконечности герба - стилизованное изображение донской волны. Красная полоса здесь символизирует доблесть, геройство, отвагу в боях с иноземными захватчиками. Серебристое (белое) поле – изображение меловых склонов правого берега Дона – наиболее характерного географического признака станицы. Кроме того, этот цвет обозначает чистоту помыслов, благородство. Подводка (красного цвета) на серебристом склоне символизирует традиционные занятия казачества – землепашество и защита южных границ России. Хорошо кованый конь – так же символ трудолюбивого селянина. Подкова, таким образом, и в современных условия – призыв работать, а значит, и жить лучше. Издревле подкова символизирует счастье. Внутри подковы – 1614 год первого упоминания о Клетском поселении. Красное поле над серебристым полем символизирует взошедшую в 1917 году над Доном зарю революции, а также кровопролитные бои на клетской земле в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Три золотистых колоса – символ основной и древнейшей профессии клетчан – хлеборобства. Скрещение их показывает единение прошлого, настоящего и будущего поколений. Герб в форме щита. Это символ неприступности клетской земли для врага.
Динамическая пауза
Покажи мне»
(Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.)
- Как живете?
- Как идёте?
- Как стоите?
- Как молчите?
- Как даёте?
- Как берёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как шалите?
- Как грозите?
- Как сидите?
V. Первичное закрепление
Выполнение практической работы.
Учитель: Сейчас ребята я предлагаю поработать вам в парах. Постарайтесь придумать герб своего класса и нарисовать его эскиз.
На экране подсказка, какую форму имели щиты (Слайд 19). Выполняется групповая работа учащимися.
Демонстрация и защита выполненных работ ( определение лучших).
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель: Ребята, дома вам предлагается придумать и выполнить эскиз герба своей семьи Можно нарисовать, выполнить в технике «Аппликация», сделать на компьютере с помощью графического редактора.
( Слайд 20)
VII. Рефлексия (подведение итогов урока)
(Слайд 21)
Учитель:Ребята, теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке продолжив предложения
Я знаю…
Я понимаю…
Для меня было открытием…
У меня получилось…
Мне понравилось…
Учитель: Ребята, как вы думаете, мы с вами достигли поставленных целей?
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами