Муниципальное образовательное учреждение
«Старо-Шагиртская средняя общеобразовательная школа»
Урок по изобразительному искусству
Тема: "О чем рассказывают гербы"
5-й класс
Разработала: Тамара Тимофеевна Киселева
учитель I квалификационной категории
2012 - 2013 учебный год
"О чем рассказывают гербы". 5-й класс
1-й урок
Цель: Способствовать формированию представления о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества.
Задачи:
Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Совершенствовать навык работы в группах.
Оборудование: проектор, компьютер, работы учащихся разных лет.
План урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Получение новых знаний.
Выполнение практического творческого задания.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент - 2 мин.
Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала проведем тест «Настроение» (Приложение 1). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.
– Отметили. Убрали в сторонку.
2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации) – 5 мин.
Слайд 1 (герб России)
Учитель: Ребята, скажите, изображение какого символа России вы видите?
А вы знаете, что такое герб, и о чем он может нам рассказать?
А хотите узнать? О чем на уроке пойдет речь?
Слайд 2 (тема урока)
Сегодня, и на следующем уроке, мы будем изучать с вами тему “О чем рассказывают гербы”.
Слайд 3 (цели урока)
А какова же цель урока?
Слайд 4 (вопросы)
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь написаны вопросы, которые помогут вам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.
Вопросы:
Зачем людям понадобились отличительные знаки?
Что такое герб?
О чем может рассказать герб?
Кто такие герольды?
Что такое геральдика?
Из каких элементов состоит герб?
Какие цвета используются в геральдике?
3. Получение новых знаний. 10-12 ми
Работа в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответы на вопросы.
Группы работают по карточкам.
1 группа – (Приложение 2);
2 группа – (Приложение 3);
3 группа – (Приложение 4);
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа: Что такое герб? Кто такие герольды? Когда появились гербы и для чего?
2 группа: Какую информацию несет композиция герба?
3 группа: Какое символическое значение имеют цвет герба и негеральдические фигуры?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды 5-17 и на доску закрепляю определения «герб», «геральдика».
4. Выполнение практического творческого задания. 15 мин
Задание учащимся: На сегодняшнем уроке вы выполните проект герба в технике аппликация.
Что нужно учитывать при составлении герба? Форму герба, композицию, цвет и фигуры. (на доску закрепляю таблички)
Работа в группах. У каждой группы будет свое задание.
1 группа - Создать воинский герб
2 группа – Сооздать герб пекаря
3 группа – Сооздать герб землепашца
Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к созданному вами гербу.
Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на столе.
Текущий инструктаж
Учитель поправляет ошибки учащихся, инструктирует тех, у кого не учтены при составлении цветочной композиции выразительные средства. По окончании работы каждая группа презентует проект герба.
5. Итог урока - 5 мин.
Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.
Слайд 18 (вопросы)
Вопросы: -
Зачем людям понадобились отличительные знаки?
Что такое герб?
О чем может рассказать герб?
Кто такие герольды?
Что такое геральдика?
Из каких элементов состоит герб?
Какие цвета используются в геральдике?
Выставляем оценки за урок (работу каждого участника оценивают в группе).
7. Рефлексия- 2 мин.
– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Слайд 19 ( д/з)
7. Домашнее задание - 1 мин.
Ко второму уроку:
Быть готовым защитить свой герб и девиз.
Пользуясь полученными знаниями о форме гербов, обсудите дома с родителями эскиз герба вашей семьи, который на следующем уроке вы выполните в красках.