Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Древнегреческие вазы".»
Тема урока: «Древнегреческие вазы ».
Цель урока:
Дать детям целостное представление о ценностях художественной культуры Древней Греции, об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества.
Формировать познавательный интерес школьников к культуре Древней Греции.
Научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чёрнофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.
Совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий.
Реализовать полученные знания и умения в самостоятельной работе.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, к истории культуры
Оборудование:
Компьютер, мультимедийное оборудование
3. Учебники.
4. Презентация.
5. Шаблоны для детей.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Психологический настрой на урок.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
(Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, тихо сели).
слайд 1 архитектура
- Ребята, а кто помнит, с культурой какой страны мы познакомились на прошлом уроке? (Древняя Греция)
Любое время, даже самое далёкое, живёт сегодня и разговаривает с нами с помощью памятников искусства. О каких произведениях искусства Древней Греции мы узнали на прошлом уроке?
- О храмах. Мы говорили об архитектуре.
- В чем особенность храмов Др.Греции? Молодцы!
Объяснение материала.( учитель ИЗО)
(слайд2) - Ребята, посмотрите, что изображено на слайде?
Можно предположить, что это частички сосудов, найденных во время раскопок в Др.Греции?
-На какие сосуды они похожи? На ВАЗЫ – Тема урока ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ(слайд3)
Что бы вы хотели узнать о древнегреческих вазах?
Ваза была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как и архитектура.
Слайд4
Сегодня мы отправимся в один из районов города Афины – Керамик. Здесь работали особенно искусные гончары. Их творения называли «Керамика», по названию места, где родилось это искусство. Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.
(слайд 5)
Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором.
(слайд 6)Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения напитков и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх.
(слайд 7) Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания напитков с водой.
(слайд 8 и 9) Килик и скифос– широкие бокалы с короткой ножкой для питья.
(слайд 10) Лекиф – сосуд с узким горлышком и одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний.
(слайд 11)Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным чашеобразным горлышком и ручками по бркам. Использовался для переноса и хранения воды.
(слайд 12) Динас– сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких ручек и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например зерна. Они были огромных размеров.
- Вам понравились формы греческих ваз?
(слайд 13) Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”. (Стихотворение можно как прочитать, так и разыграть).
Я хочу прочитать вам стихотворение, подумайте и скажите о чем оно нам расскажет.
Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь вазы!” - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз.
(слайд 14) Главную часть сосуда, тулово, украшала картина - сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.
- Как вы думаете, что значит жанровые сцены? (Жанровые, т.е. бытовые) Именно по этим картинам историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего.
- Мифологические сцены?(Миф- это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях).
И мой стиль совершенней. На чёрном фоне, покрытого лаком сосуда, сюжеты из мифов, из жизни природы. Он изобилует красным убранством. И поэтому стиль мой краснофигурным зовётся.
(слайд 17)Элементы древнегреческого орнамента
-На древнегреческих вазах можно выделить картину и орнамент.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
(слайд 18) Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками).
(слайд 19Реверсо – зубчатый узор
(слайд 20) Бутон лотоса и Волна
(слайд 21) Пальметта - узор из листьев, напоминающих пальмовые
(слайд 22) Элементы орнамента для украшения ваз - геометрический растительный
Физминутка.
Итак, что вам стало известно о древнегреческих вазах?
(различная форма, стили росписи, сюжетный рисунок на тулове , орнамент на горлышке и ножке, использование в разных целях)
(слайд 23) Творческое задание
Мы рассмотрели, что изображалось на вазах. А теперь давайте представим себя в большой мастерской, где мы художники и нам нужно расписать вазу. Чтобы работа сладилась в Древней Греции мастера просили покровительницу гончарного дела Афину об удаче.
Ученик. Внемли молитвам, Афина
Десницею речь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки и миски!
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.
(слайд 24)
Алгоритм выполнения задания.
Выбрать форму для будущей вазы (вырезать).
Выбрать стиль росписи (чернофигурная или краснофигурная).
Выбрать орнамент для ножки и горлышка.
Выбрать сюжет для тулова (олимпийские игры)
Выполнить работу в цвете.
Самостоятельная работа.
Самостоятельную работу учащиеся выполняют по алгоритму.
Мини- Выставка работ.
Ребята, сейчас свои работы вывесите на доску. Какая замечательная выставка у нас получилась. Это наш маленький «Эрмитаж».