Урок по изобразительному искусству( 5 класс) по теме: «Древнегреческая керамика. Вазопись».
Урок по изобразительному искусству( 5 класс) по теме: «Древнегреческая керамика. Вазопись».
Современный мир многим обязан древней Греции. Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству( 5 класс) по теме: «Древнегреческая керамика. Вазопись».»
Урок по изобразительному искусству( 5 класс) по теме:«Древнегреческая керамика. Вазопись».
Цели:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись. Развитие интеллектуальной и духовной сферы. Воспитание интереса и любви к искусству.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Формировать умение работать с художественными материалами в технике трафарет.
Наблюдать, сравнивать , сопоставлять различные предметы.
Давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к явлениям окружающей жизни.
Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок.
Познавательные: формирование понятия «керамика»,» вазопись»
Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в паре, группе, коллективе; взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работе.
Формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение графических способов работы; развитие потребности в творчестве.
Урок №1
Оборудование:
Мультимедийный проигрыватель.
Материалы к уроку № 1:бумага, газета, ножницы, чёрная и красная акварель или гуашь, палитра, кисти, влажные салфетки, поролоновая губка.
Зрительный и музыкальный ряд: рисунки с изображением форм греческих сосудов; иллюстрации на тему "Одежда Древних греков"; "Виды орнамента"; презентация «Греческая вазопись»; греческая народная музыка «Сиртаки»; фотографии изделий древнегреческой керамики, слайды с изображением различных форм сосудов, с изображением одежды древних греков.
Ход урока:
- приветствие.
- проверка готовности учащихся к уроку.
- сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в одну из красивейших стран - Грецию. Слайд № 1- 4
О, Греция! Страна Олимпиад!
Гордимся мы и славою твоих побед.
И красотой твоей могучей и прекрасной,
Хранительницей дружеских побед.
И пусть к тебе дороги нелегки,
Они для нас как песня, как судьба.
Любовь к тебе у нас так велика,
Она, как пламя в жилах у меня.
Эллада! Этот дух пройдет через века.
Хотя стары, но вечно молоды
Твои поля, леса, долины, реки.
Твоя пленительная красота
Цветет на радость людям вей планеты!
Современный мир многим обязан древней Греции. Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках.
Чтобы ближе познакомиться с этим искусством мы с вами посмотрим презентацию на тему: "Греческая Вазопись"
Керамические сосуды имели разнообразные формы, и у каждого вида было своё предназначение:
Амфора - сосуд с узким горлом, для транспортировки масла, вина, воды и амфориск ( миниатюрная амфора для благовоний)
Гидрия - сосуд для воды Канфар - сосуд для питья
Несторида - для хранения Кратер - для смешивания вина и воды продуктов
Скифос - для питья Килик - сосуд для питья
Калаф - для погребальных и культовых обрядов
В VI-V веках до нашей эры величайшего совершенства достигло искусство художников Древней Греции, которые украшали глиняные вазы.
В Афинах существовал целый ремесленный квартал –Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды они расписывали густым черным лаком, секрет приготовления которого, до сих пор не разгадан.
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.
Слайд № 10 (Виды древнегреческого орнамента)
Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой.
Узоры орнамента связаны с природой, имеют стилизованный геометрический или растительный характер.
Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр. Это орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий.
Пальметта – форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии, различным образом объединенных и обрамленных в форме вязи, чаши. Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща, всевозможных водяных растений, винограда, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.
- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне. Слайд № 11. В IV веке до нашей эры рисунки на вазах исполняли в чернофигурной технике: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.
В конце V века до нашей эры на смену ей приходит краснофигурный стиль.
В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.
Слайд № 12.
Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон - чёрный, фигуры - красные.
Новая техника заключалась в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьим пером складки одежды, мускулы и черты лица, а всё свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком.
Слайд № 13 - 14
Для обоих стилей сюжетами служили разные бытовые сцены, а также образы мифологии. Расписные вазы высоко ценились в Древней Греции, служили даже наградой победителям спортивных состязаний.
Стремление к изяществу привело к тому, что в итоге на внешней поверхности сосуда стали изображать одну лишь фигурку – птицу, животное или человека.
Закрепление нового материала.
Для закрепления нового материала, давайте ответим на несколько вопросов.
Вопросы:
С какой росписью по керамике мы сегодня познакомились? (Греческая вазопись).
С какими новыми видами сосудов вы сегодня познакомились (Амфора, кратер, гидрия, канфар, килик…).
Какой стиль (краснофигурный или чернофигурный) появился раньше? (более ранний стиль чернофигурный появился раньше).
Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент).
Как называется самый распространенный греческий орнамент? И к какому виду орнамента он относится? (Меандр один из видов геометрического орнамента)
Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
Практическая часть урока (Изготовление трафаретов сосудов)
2. 3.
Поэтапное изготовление трафаретов сосудов по выбору учащихся.
Используя необходимые материалы и технику симметричного вырезания из бумаги, учащимся предлагается выбрать любую из предложенных форм греческих сосудов и изготовить трафарет для дальнейшей работы.
Рефлексия учебной деятельности
(итог урока)
Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут.
1.Предлагает подвести итог, достигли вы поставленной цели , все ли задачи решили для достижения цели?
2.Предлагает на листах посмотреть уровни достижения на этапах урока и сделать вывод, на каком уровне успешности каждый уч-ся работал, на доску прикрепить магнит на соответствующий уровень.
Отвечают на вопросы, анализируют, вычленяют проблему, если была и намечают способы исправления ошибок.