Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»
Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»
Цели урока:
Углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить учащихся с греческой вазописью со стилями (чернофигурным и краснофигурным) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
Развивать умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы;
Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Формировать эмоциональную сферу личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»»
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»
Цели урока:
Углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить учащихся с греческой вазописью со стилями (чернофигурным и краснофигурным) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
Развивать умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы;
Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Формировать эмоциональную сферу личности ребенка.
Задачи урока:
Способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;
содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;
способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.
Раздаточный материал (карточки с изображением сцен и видами орнамента для росписи вазы), силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.
Художественные материалы (цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, гуашь, бумага формата А4, простые карандаши).
Технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.
Зрительный ряд:
презентация «В городе богини Афины».
видеофильм о греческих вазах;
репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;
элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;
раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы.
Музыкальный ряд: Мелодия греческого танца «Сиртаки», музыка греческого композитора Криса Сфириса.
I. Организация класса на работу.
II. Сообщение темы и цели урока:
(Звучит мелодия греческого танца «Сиртаки»)
Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись» (запись в рабочую тетрадь). На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.
III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)
Вопрос:На каком полуострове расположена Древняя Греция?
Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.
Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?
Ответ: Аттика
Вопрос: Чем знаменит город Афины?
Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия) (Презентация).
Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.
Рассказывает учащийся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Вопрос: Что означает слово «керамика»?
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.
(Таблица «Виды греческих ваз»)
Самый распространённый греческий сосуд – амфора.
Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Канфар(рис 1.) – чаша для вина.
Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.
Кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.
Гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф(рис.5) – высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.
Килики (рис. 8) – чаши для питья, плоские, с ножкой и двумя ручками (самая распространённая)
Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.
Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Таблица «Виды орнаментов»)
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Очень распространен былмеандр– в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Любили греки изображать волну– это водная стихия, очищения.
Орнамент -пальметта.Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы.
Бутон лотоса – символ жизни.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (Работа с учебником)
Вопрос: Посмотрите (Иллюстрации (фотографии) ваз) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять два стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).
чёрнофигурная –(демонстрация)фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.
краснофигурная –(демонстрация)фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.
Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами
Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра.
Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости», Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Самая большая коллекция древнегреческих ваз находится в Эрмитаже. (Физминутка)
IV. Практическое выполнение работы.
Задание. – Ребята, сегодня вам представляется возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.
Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.
Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Проводится инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Напоминается детям, как симметрично вырезать форму вазы.
Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.
(Во время работы звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).
V. Закрепление нового материала (Рефлексия).
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.
Ребята, с каким видом декоративного искусства вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)
Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется… (Орнамент)
Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)
Вазы, в которых хранили вино и масло называются… (Амфоры)
Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется… (Кратер)
Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком).
Что значит, краснофигурный стиль росписи?(Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом).
VI. Подведение итогов урока.
Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.
VII. Домашнее задание.
Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.