Брагова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 238»
№ п/п | Содержание, этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Вхождение в деятельность. Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы. (4 мин.) (4 мин.) | 1. Организационный момент. - Ребята, вы слышали как осенние листья кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как листочки. - Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть для себя что-то новое. А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. Введение в урок – Какое сейчас время года? (Осень.) – По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов, ночи стали холодными и т.д.) СЛАЙД 1 (осенний пейзаж) – Молодцы! Вы назвали много признаков осени. – Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу. Как красива Осень В пёстром сарафане! В чистом небе – просинь, Клён горит, как пламя. (МАША) Над водой – берёзка Золотою свечкой, И плывут листочки Вниз по тихой речке. (Т.Шорыгина.) 3. Эмоциональная зарядка – А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень"). – Какое настроение создала у вас эта музыка ? (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное. ) – Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. – У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Сколько великих поэтов посвятили ей прекрасные стихи! Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… А.С.Пушкин
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной… И.Бунин
Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях… А.Плещеев
- Да, осень – самое выразительное время года! Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Читают стихи. Слушают. (ОЛЯ) Читают стихи. Слушают. (КРИСТИНА) (ДЕНИС) | Волевая саморегуляция, действие смыслообразования. |
2. | Актуализация знаний. Цель: Создать условия для повторения изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (5 мин.) | Беседа. - Вы, ребята, прочитали много стихов об осени. А я хотела бы вам прочитать ещё одно стихотворение, посвящённое этому прекрасному времени года, которое мне очень нравится:
Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят, И летят… летят… летят… - Ребята, как называется такое явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.) - Правильно. И мы с вами наблюдали листопад в школьном дворе. Какие красивые, яркие, самых разных осенних цветов листья радовали наш глаз! - А каких цветов листья осенью? (Жёлтые, красные, зелёные, лимонные, багровые, оранжевые, пурпурные, лиловые, золотистые и т.д.) - Листья разные только по цвету? (Нет, и по форме) - Сейчас мы послушаем загадки про деревья и попробуем их отгадать. Загадки про деревья.
На лесной опушке Стоят подружки, Платьица белены, Шапочки зелены. (Берёза)
Весной зазеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа) Косы в реку опустила И о чём-то загрустила. (Ива)
Физминутка «Рябинка». На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.) Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) (ВАРЯ) Но рябинка только гнётся, Не печалится – смеётся. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
| Отвечают. Отгадывают загадки. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
3. | Выдвижение проблемы. Цель: Создать условия для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о частях речи. (2 мин.) | Формирование новых знаний и практическое их применение. – Ребята, пока мы с вами беседовали, на нашей доске появилось необычное произведение. – Как вы думаете, кто творец? (Это паук.) – Правильно. Это сотворил паучок. Как только наступают холода, паук перебирается зимовать к нам в класс. Он давно живёт в нашем классе за доской. Зовут его Тутси. Тутси сплёл себе домик. На улице поднялся сильный ветер, а окно было открыто. Несколько листочков залетели в класс и застряли в паутине. Нравятся ли вам эти листочки? (Нет) - Почему? (Они завяли и выглядят некрасиво.) - Да, а паучку так хочется сделать свой домик красивым и весёлым. Пока его нет, может быть, поможем ему? (Да!!!) - Но как же нам украсить паутинку? Ведь листья уже все мокрые и грязные! Ребята, посоветуйтесь друг с другом. 2. Работа в группах. Обсуждение вариантов.
- Можно вырезать листья из цветной бумаги, но тогда они не передадут всех оттенков осенней листвы. - Можно прикрепить высушенные листья, но они быстро осыплются. - Можно вырезать листья из плотной бумаги и раскрасить красками. | Отвечают. Работают в группах. | Постановка и формулирование проблемы. |
4. | Постановка учебной задачи. Планирование предстоящей учебной деятельности. | Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы поможем паучку украсить его жилище осенними листьями. Он ждёт в гости друзей. А темой нашего урока будет «Панно из осенних листьев». (ДЕТЯМ РАЗДАЮТСЯ ЗАГОТОВЛЕННЫЕ ЗАРАНЕЕ ШАБЛОНЫ ЛИСТЬЕВ РАЗНЫХ ПОРОД ДЕРЕВЬЕВ.) - Красивые листочки я вам раздаю? (Красивые по форме, но белые.) - Что нужно сделать, чтобы наши листочки «ожили»? (Раскрасить их в разные цвета.) - Правильно, придать жилищу паучка Тутси праздничность помогут яркие красивые листья, выполненные в очень интересной технике. Она называется «работа акварельными красками по-сырому». Кто-то уже знаком с такой техникой? Хотите научиться? Напомните, какие краски нам понадобятся?
| Формулируют тему. Ставят учебные задачи. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. |
5. | Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания» | Работа с красками. - Итак, приступим: 1) смочим лист бумаги водой, начиная водить кистью сверху по горизонтали слева направо и справа налево, спускаясь вниз; 2) ещё раз обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду. Наберём на кисть одну из осенних красок и коснёмся бумаги. Что происходит? (Краска расползается.) - Такая техника называется «по-сырому». Цветное пятно расползается и становится «пушистым». Пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края пятен сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому. ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ РАБОТАЮТ КРАСКАМИ. | Наблюдают. Работают красками. Отвечают. | Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы. |
6. | Физкультминутка Цель: Создать условия для снятия утомляемости учащихся. | Физминутка. Упражнение «Деревце» (для осанки). Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь. | Выполняют движения | |
7. | Первичное закрепление | - Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным превращается в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превращается в коричневый. Зелёный цвет при встрече с жёлтым превращается в изумрудный.) - Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листьях. Получились листья совсем как настоящие. Теперь прикрепим наши листочки на «паутинку». -Кого можно встретить в паутинке паучка? (Бабочек, стрекоз, мух, комаров, кузнечиков и др.) (На дом детям было задано нарисовать и вырезать различных насекомых.) - Прикрепим наших насекомых на паутинку. Вот их сколько запуталось в паутинке. А где же сам хозяин? ПОЯВЛЯЕТСЯ ХОЗЯИН ПАУТИНКИ (ЕГО УЧИТЕЛЬ ДЕЛАЕТ САМ). - И задрожали от страха все насекомые и листья. Но не бойтесь, наш паучок Тутси добрый. Ему очень нравится его новый дом. Он всех с радостью примет у себя в разукрашенном доме. - Какие же мы молодцы, ребята! Посмотрите и удивитесь: могли бы мы увидеть такую красоту ещё где-нибудь? (Нет, наша паутинка единственная и неповторимая.) | Отвечают. Коллективная работа. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
8. | Контроль и оценка знаний. | - Вам нравится создавать такие интересные работы вместе?
- Благодаря нашей коллективной работе в нашем классе ещё долгое время будет стоять «золотая осень». Поблагодарим друг друга за работу, а нашего паучка – за такое интересное дело.
-Итак, чему нас научил сегодняшний урок? (Смешивать краски, работать «по-сырому». Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными. Нужно уметь видеть красоту. Делать приятное другим – это здорово!). | Анализируют собственную деятельность на уроке. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. |
9. | Домашнее задание Цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности. | - Придумать сказку про паучка Тутси и его друзей. | Записывают задание в дневник. | |
10. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: Создать условия для, оценивания учащимися собственной деятельности на уроке. | - Молодцы, ребята, вы все хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось и было интересно на этом уроке, поднимите солнышко, у кого возникли трудности – тучку. | Поднимают солнышко или тучку. | Оценка, самооценка собственной деятельности на уроке. |