kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме "Декоративный натюрморт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока ИЗО по ФГОС предполагает деление класса на 4 микрогруппы. Урок представляет собой работу над краткоссрочным учебным коллективным проектом по изучению темы и выполнению продукта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме "Декоративный натюрморт"»

Урок №18. Изобразительное искусство. 6класс

Тема урока: Декоративный натюрморт

Цели урока:

обучающие: ознакомить обучающихся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; создать условия для формирования у учащихся представлений о построении натюрморта из предметов быта (кувшина) и яблок с натуры с передачей объёма с помощью красок, распределяя светотень на поверхности предмета; учить основам композиции и правилам построения натюрморта.

развивающие:

способствовать эстетическому восприятию реальной действительности и художественно-образному отражению этой действительности в рисунке; развивать чувство пропорции, соразмерности, цвета; совершенствовать навыки общения в диалоге с учителем и одноклассниками, навыки самоконтроля, умения использовать разные методы для открытия новых знаний, используя разные источники информации.

воспитательные:

воспитывать чувство гармоничного, цельного, художественного видения красоты обыкновенных предметов, уважительное отношение к художественному материалу, аккуратность в работе.

Задачи:

1.создать условия для формирования представления о распределении света и тени на поверхности предмета быта (кувшина);

2.познакомить со значением понятий: светотень, блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень;

3.содействовать закреплению умения работать кистью и с помощью света и тени передавать объём кувшина и яблока с натуры;

4.развивать художественные умения и навыки;

5.развивать внимание, наблюдательность и глазомер;

6.воспитывать интерес к предмету.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный (беседа), практический, .

Планируемые образовательные результаты:

предметные: получат представление о распределении света и тени на поверхности кувшина; закрепят умение работы кистью, передачи с помощью света и тени объёма предмета, изображения с натуры;

метапредметные УУД:

регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата; внесение необходимых дополнений и коррективов, оценивание качества и уровня усвоения;

познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник, словарь, схемы, информационные карточки и слайды презентации;

коммуникативные: уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации (рассуждать, формулировать ответы на вопросы); умение свободно отвечать у доски (на публику);

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, аккуратности в работе;

Основные понятия и термины: светотень, блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень.

Оборудование:

• для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, кувшин, яблоко, ткань для драпировки, стол для постановки натюрморта, схема построения натюрморта, таблица «Этапы работы над натюрмортом».

• для учащихся: краски, кисти, палитра, баночки для воды, карточки «Этапы работы над натюрмортом», раздаточный материал для работы групп, листы самооценки, тестовые карточки.

План урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Определение темы урока.

III. Совместное целеполагание.

IV. Постановка учебной задачи.

V. Проект выхода из затруднения и его реализация (изучение нового материала- работа в группах).

1. Работа с информационными карточками.

2. Выступления групп.

3. Выполнение тестового задания всеми обучающимися.

4. Физкультминутка.

VI. Творческая работа.

VII. Домашнее задание.

VIII. Подведение итогов, оценивание работ обучающихся.

Ход урока

I. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть сегодня на уроке! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение?

Все готовы к уроку? (Да!)

-Тогда мы начинаем наше путешествие в мир красок и фантазии.

II. Актуализация знаний. Определение темы урока.

-Посмотрите внимательно на экран.

(Видеофрагмент о натюрморте из мультфильма «Пластилиновая ворона»)

- Ребята, о чём этот сюжет? (О натюрморте). А если обратиться к нашему домашнему заданию и посмотреть на то, что у нас ещё не доделано, то

как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

(Открываю тему урока) Слайд 1

III. Совместное целеполагание.

-Подчеркните ключевые понятия темы.

- Что мы узнаем на уроке? (Узнаем, что такое натюрморт, виды натюрмортов, познакомимся с историей жанра, правилами построения натюрморта, этапами написания натюрморта и способами передачи объёма в живописном натюрморте)

-Чему научимся? (Научимся передавать объем живописными средствами в натюрморте)


IV. Постановка учебной задачи.

- Что необходимо знать, чтобы выполнить работу?

Учащиеся:

    1. какие существуют промежуточные ступени между светом и тенью;

    2. последовательность работы при изображении предметов с натуры, т. е. построении натюрморта;

    3. правила передачи объема предметов, изображённых в построенном натюрморте красками.

V. Проект выхода из затруднения и его реализация (изучение нового материала- работа в группах).

Работа со словарем

-Ребята, а что же такое НАТЮРМОРТ? Слайд 2

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов. На картине могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция.


- Ребята, у Вас на столах лежат листы самоконтроля. На каждом этапе работы Вы будете оценивать себя сами или Вас будут оценивать консультанты.

Лист самоконтроля Ф.И.________________________________________________________

Работа в группе и заполнение схемы, кластера или плана. (Оценивает консультант)

Ответы на уроке (отметка зависит от количества и качества ответа (полный ответ)-самооценка)

Работа с понятиями (тестовое задание) (взаимооценка)

Творческая работа по созданию натюрморта (самооценка, общее обсуждение)

Итоговая отметка за урок







Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы на столах лежат карточки с заданиями и словари урока.


1. Работа с информационными карточками.

1-ая группа: «Историки»- узнают, где и когда зародился жанр натюрморта.

2-ая группа: «Искусствоведы» познакомятся с особенностями жанра натюрморта.

3-я группа: «Лингвисты» поработают с понятиями темы и расскажут о правилах работы с красками в живописном натюрморте.

4 группа: «Художники» расскажут об этапах работы над натюрмортом в живописи.

- Вам необходимо в течение 3- минут познакомиться с материалом и выполнить задание. Затем озвучить результат своей работы. В каждой группе работает консультант, который и будет оценивать качество выполнения задания.

1-ая группа: «Историки»- узнают, где и когда зародился жанр натюрморта.

Слайд 3

-Прочитайте текст, ответьте на вопросы (устно) и заполните Цепочку- ретроспективу «История развития жанра натюрморт».

Во времена глубокой древности Египетские и Греческие художники любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношений, домашнюю утварь. Эти традиции продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц.

В Голландии XVII века прославились великие мастера натюрморта - художники Ян Давидс де Хем и Виллем Кальф, во Фландрии большие полотна с изображением дичи создал Франс Снейдерс (демонстрация репродукций картин), во Франции XVIII в. Ж.Б.Шарден, в XIX веке обращались к натюрморту Э.Манэ, Гоген, Сезан, Матисс и другие художники.

В России XIX в. натюрморты писал И.Т.Хруцкий (1810-1885 г.г.) («Натюрморт со свечой»). В начале XX века в России в жанре натюрморта работали К.Коровин, И.Репин, М.Врубель, Машков, Куприн, Кончаловский, Петров-Водкин.

1. Когда и где зародился жанр изобразительного искусства НАТЮРМОРТ?

2.Назовите страны, в которых жанр НАТЮРМОРТА получил широкое распространение.

3. Заполните схему-цепочку, указав ВЕКА на месте пропуска.

Древняя Греция

Древний Египет

Голландия

________ век

Франция

________ век

Россия

_________ век

Россия

_________ век


17 век 18 век 19 век 20 век

Классу: -Можно ли сказать, что жанр натюрморта достаточно древний? (Да)Когда он получил наиболее широкое распространение в Европе? (с 18 века)

Консультанты не забывайте оценивать работу членов своей группы.


2-ая группа: «Искусствоведы» познакомятся с особенностями жанра натюрморта.

4, 5 слайд

Прочитайте информацию об особенностях жанра «Натюрморт».На основании чего выделяют несколько классификаций натюрмортов. Заполните кластер «Виды натюрмортов» по цели создания.

Натюрморт является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также вспомогательным средством «жанровой картины».

Натюрморт происходит от французского «nature morte - мёртвая природа» и обозначает изображение предметов быта (фруктов, овощей, животных, птиц и др.)

Натюрморты различаются по содержанию, технике исполнения, подборке вещей, сюжетом, композицией, колоритом.

В жанре натюрморта художники утверждают поэзию и красоту мира, будничных вещей, призывают людей любоваться красотой плодов, овощей, цветов, металла, стекла формой самых обыкновенных предметов.

Натюрморты разделяются на учебные и творческие.

Учебный натюрморт даёт возможность изучить основные положения реалистического рисунка и живописи, а также развивает эстетическое восприятие, зрение, моторику руки, целостность видения, а самое главное - художественно-творческое мышление.

Натюрморт, в качестве учебного задания обучающимся, необходим для усвоения принципов линейно-конструктивного изображения формы и знакомит с теорией перспективы, которая развивает пространственно-образное мышление.

НАТЮРМОРТ



Учебный

Творческий




Учебный Творческий


3-я группа: «Лингвисты» поработают с понятиями темы и расскажут о правилах работы с красками в живописном натюрморте.- Слайд 6

Познакомьтесь с понятиями темы и скажите, какие существуют промежуточные ступени между светом и тенью в натюрморте. (1 человек у доски показывает на схеме).

Свет создаёт для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещённых предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то подчёркивает их объёмность.

С ветотень – способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

  1. Блик – самое светлое место, падает наиболее короткий и прямой луч света. (Остаётся белым)

  2. Свет – поверхность, ярко освещённая источником света. (В белую краску добавить чуть- чуть основного цвета)

  3. Полутень – лучи скользят по поверхности предмета под углом. (Белая краска+ мазок основного цвета)

  4. Собственная тень – теневая сторона предмета. (Основной цвет)

  5. Рефлекс – отражённый свет окружения. (Основной цвет+ немного белой краски)

  6. Падающая тень – тень от предмета на столе. (Основной цвет поверхности стола+ цвет изображаемого предмета в натюрморте)


4 группа: «Художники» расскажут об этапах работы над натюрмортом в живописи.- Слайд 7

Познакомьтесь с этапами работы над натюрмортом и скажите, какие этапы мы реализовали на прошлом уроке, а какие нам нужно выполнить сегодня?

  1. Предварительный анализ постановки.

  2. Определить положение листа.

  3. Тонкими линиями короткими отрезками определяют конечные точки группы предметов по горизонтали и по вертикали.

  4. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета (сравниваем пропорции по ширине и высоте, учитываем законы перспективы).

  5. Отделить линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.

  6. Нанести мазками краску (светотень) (этапы работы с красками в карточке словаря урока!).

  7. Внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры, проследить, чтобы отдельные предметы не были слишком выделяющимися и не выпадали из общего состояния рисунка.


3. Выполнение тестового задания всеми обучающимися. (Слайд 8, 9)

Соотнесите термины и определения, вписав в ячейки ответа буквы. Ответ проверьте по слайду. Оцените себя, поставив отметку в лист самоконтроля.

1.Самое светлое место, падает наиболее короткий и прямой луч света.

А) Блик

2. Лучи скользят по поверхности предмета под углом.

Б) Свет

3. Тень от предмета на столе.

В) Полутень

4. Теневая сторона предмета.

Г) Собственная тень

5. Отражённый свет окружения.

Д) Рефлекс

6. Поверхность, ярко освещённая источником света.

Е) Падающая тень

Ответ:

1

2

3

4

5

6








Слайд 9

Оцените себя по эталону, используя критерии:

Нет ошибок- «5»

1 ошибка- «4»

2-3 ошибки –«3»

4 и более ошибок- «2»

А

В

Е

Г

Д

Б

- Внесите отметку в лист самоконтроля!

Физкультминутка

-А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело.

VI. Творческая работа- 20 минут.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки- подсказки для работы с красками. Вы можете работать гуашью или акварелью, но не забывайте о свойствах этих красок.

-После окончания работы над натюрмортом не забудьте оценить себя!

VII. Домашнее задание.

- Ребята, у вас в словариках к уроку обозначено домашнее задание к следующему уроку: Доделать натюрморт (для тех, кто не успел), вклеить словарик в альбом.

Найти понятия, записать и выучить их: геометрическая фигура, геометрическая форма, геометрическое тело. Принести 2 простых карандаша (мягкий и твёрдо- мягкий), ластик, альбом.


VIII. Подведение итогов, оценивание работ обучающихся.

-Оцените свои работы. Сравните с вариантами на доске. Отметку внесите в лист самоконтроля. Поставьте итоговую отметку. Листы самоконтроля сдайте мне (можно их положить на стол).

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Всё ли удалось выполнить?

  3. С какими трудностями столкнулись? Как их преодолеть?

IX. Рефлексия.

-Если Вам на уроке было комфортно, то оставьте _______________ зелёный смайлик,

Если грустно, и наша встреча на вас не произвела впечатления, ____________ жёлтый смайлик.

Если урок Вам не понравился, то оставьте __________________красный смайлик.


Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме "Декоративный натюрморт"

Автор: Ирина Алексеевна Лашкарева

Дата: 22.12.2020

Номер свидетельства: 568218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок изобразительного искусства на тему "Декоративный цветок" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-diekorativnyi-tsvietok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166093"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422899835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243411"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445713266"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Цвет в композиции»6 класс" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-tsviet-v-kompozitsii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112091"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408282707"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Изобразительные возможности натюрморта. Декоративный натюрморт" "
    ["seo_title"] => string(67) "izobrazitiel-nyie-vozmozhnosti-natiurmorta-diekorativnyi-natiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "114147"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411314425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Веселый натюрморт "
    ["seo_title"] => string(20) "viesielyi-natiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "107851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403463625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства