План-конспект урока по изобразительному искусству
5 класс
Тема урока: «Путешествие в мир изобразительного искусства»
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний по изобразительному искусству.
Задачи:
образовательная: закрепить знание учащихся об основных понятиях; сделать обобщающий вывод понятия «Изобразительное искусство».
развивающая: развить воображение, образное мышление, пространственное представление, способности к художественному творчеству, через умение работать в группах.
воспитательная: воспитывать любовь и интерес к предмету. Формировать нравственные качества личности.
Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала.
Методы: Иллюстративно-наглядный, поисковый, практический, словесный
Словарная работа: Изобразительное искусство, Исторический жанр, Мифологический жанр, Религиозный жанр, Батальный жанр, Баталист, Портрет, Автопортрет, Пейзаж, Натюрморт, Бытовой жанр, Марина, Маринист, Анималистический жанр, Интерьер, Угловая перспектива, Линейная перспектива, Фронтальная перспектива, Линия горизонта, Видимый горизонт, Линии схода, Точка схода, Воздушная перспектива, Графика, Живопись
Оборудование урока:
а) Для учителя: интерактивное оборудование, презентация «Путешествие в мир ИЗО», карточки с заданиями, жетоны разного вида
б) Для учащихся: карандаши, ластики, альбомные листы
План урока:
Орг. Момент;
Вводная часть
Выступление группы №1 «Графика»
Задание «Рисуем наброски»
Выступление группы №2 «Живопись»
Задание «Сопоставление жанров и определений»
Задание «Выбери ответ»
Обобщение изученного материала
Подведение итогов
Добрый день! Начать наш урок я хочу со слов Эдуарда Успенского.
Вот вы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей
Яркой каски не жалей!
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне.
А что значит рисовать? А вы любите рисовать? А чем чаще всего вы рисуете?
И так, продолжу…
Вот вам тётя жарит пышку,
Рядом кот, он ловит мышку.
Но никто не разберёт,
Где же тётя, где же кот?
Итак, сегодня мы поговорим с вами об изобразительном искусстве?
А как вы думаете, что же такое «Изобразительное искусство»? Есть ли точное определение и кто сможет ответить на этот вопрос?
Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.
Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Сегодня в этом классе присутствуют специалисты разных направлений.
Это специалисты-графики. Специалисты по вопросам живописи. Вот они нам и помогут разобраться, что такое «Изобразительное искусство».
Итак, специалисты в области графики, вам слово.
Выступают заранее подготовленные учащиеся
Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Основным выразительным средствам графики является не живописное богатство цвета, а линия штрих, в графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. Изображение, рисунок выполняется на листе бумаги или картона с помощью карандаша, пера, угля, кисти, специальных приспособлений и машин.
К произведениям графики относятся рисунки, наброски, зарисовки, гравюры, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, шрифты для книг, афиши.
Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Перспектива в рисунке – это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим.
Спасибо специалистам.
ЗАДАНИЕ 1
На столах каждой группы находятся карточки с индивидуальными заданиями. Вам необходимо выполнить задания в виде наброска на листе бумаги, затем двое учащихся с каждой группы выходят к доске представляют выполненный набросок и рассказывают, что они изображали, во время выполнения задания разрешается пользоваться памятками (Приложение 2), расположенными на ваших столах, но во время представления работы памяткой пользоваться запрещено, после выступления группы могут задать по одному любому вопросу, касающихся понятий памятки. Время выполнения данного задания 5 минут. За правильные ответы будут даваться жетоны. В конце урока, команда, набравшая наибольшее количество жетонов будет считаться победителем.
Команды готовы? Начинайте!
Группа №1
Выполнить набросок по рассказу.
Тёплым летним днём в лесу было необычайно красиво. Я долго любовался лесным пейзажем, бродил по лесу, прислушиваясь к разным звукам, которые издавал лес. В небе летали птицы. Я так увлёкся, что мне показалось, будто я заблудился, справа от меня росло огромное дерево, я выглянул из-за него и увидел знакомую поляну. Моему вниманию предстала тропинка, уходящая вдаль и исчезающая между деревьев. Вдоль неё росли берёзы.
Обязательно отразить в наброске:
Видимый горизонт;
Линии схода;
Точка схода;
Угловая перспектива.
Группа №2
Выполнить набросок по рассказу.
Я люблю проводить каникулы вместе со своей бабушкой. Вот и в этот раз я гостил у бабули целых 10 дней. Мы весело отпраздновали Наурыз-Мейрамы, посетили музей, ходили на каток. Но настало время возвращаться в родной город. Я ехал на поезде. Выглянул в окно крайнего вагона, моему вниманию предстали алматинские горы, но они были далеко слева от железной дороги, а справа росло большое дерево и ещё одно вдалеке. Я знаю, что летом снова с бабушкой поеду к ней в гости и опять увижу Алматы.
Обязательно отразить в наброске:
Видимый горизонт;
Точка схода;
Линии схода;
Фронтальная перспектива.
Группа №3
Выполнить набросок по рассказу.
Деревенский пейзаж, такой простой, но такой красивый! Слева от меня протекала речка. Она исчезала где-то далеко. Речка разделяла поляну, на которой я стоял от деревушки. Я видел дома, один стоял ближе ко мне, так, что я мог хорошо разглядеть его, другие дома стояли дальше, и я только видел их очертания. Эх! Как хорошо в деревне!
Обязательно отразить в наброске:
Видимый горизонт;
Линии схода;
Точка схода;
Угловая перспектива.
Памятка для учащихся
Воздушная перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке.
Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении.
Основные закономерности линейной перспективы
Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке.
Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.
Фронтальная перспектива – означает прямое расположение предмета к рисующему.
Угловая перспектива – означает расположение предмета к рисующему под углом.
Линия горизонта – (упрощенный истинный горизонт) – это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Видимый горизонт – это линия, на которой сходятся земля и неба.
Линии схода – это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода – точка, в которой соединяются линии схода.
Выступления учащихся, вручение жетонов.
И вновь слово специалистам. Они дадут нам определения, что такое «Живопись».
Выступают заранее подготовленные учащиеся
Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.
По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.
Жанры живописи – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.
В изобразительном искусстве существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, религиозный, интерьер, марина.
Спасибо специалистам. А вам, дорогие ребята необходимо выполнить следующее задание:
ЗАДАНИЕ 2
На ваших столах находятся карточки двух цветов, на одних написаны жанры изобразительного искусства, на других определения. В течение двух минут, вам необходимо сопоставить название жанра с его определением, также вам необходимо подобрать репродукцию картины. Затем один учащийся с группы выйдет к доске и представит то, что у вас получилось. За каждый правильный ответ группа получает жетоны. Итак, вы готовы? Приступайте к выполнению задания.
Религиозный жанр | произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события |
Пейзаж | изображение событий, описанных в мифах, былинах и легендах |
Мифологический жанр | направление классической живописи, основной тематикой которого является религиозная история и изображение религиозных сюжетов |
Батальный жанр | произведения искусства, на которых изображены животные |
Марина | художественное изображение человека |
Портрет | изображение естественной природы или какой-либо местности |
Натюрморт | изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу |
Бытовой жанр | Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения |
Исторический жанр | произведения искусства, на которых изображено море |
Анималистический жанр | картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей |
Интерьер | ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны |
Учащиеся размещают получившиеся результаты на доске, зачитывают, что получилось (порядок выступления групп 2, 3, 1). Группам раздаются жетончики.
ЗАДАНИЕ 3
На третьем этапе сегодняшнего урока. Каждой команде будет предложено ответить на три вопроса. Отвечать нужно сообща. Если группа затрудняется ответить на вопрос, тогда возможность дать ответ даётся другой команде. За правильный ответ команда получает жетон. Начинает команда 3, затем 1, 2.
1. Какая краска не является основным цветом?
А) Красная
Б) Жёлтая
В) Синяя
Г) Зелёная
2. К какому виду искусства относится плакат?
А) Графика
Б) Живопись
В) Скульптура
Г) архитектура
3. Какой цвет не является дополнительным?
А) Оранжевый
Б) Зелёный
В) Фиолетовый
Г) Синий
4. Какой цвет можно назвать холодным?
А) Жёлтый
Б) Фиолетовый
В) Оранжевый
Г) Красный
5. Какой цвет получится, если смешать жёлтую и красную краски?
А) Зелёный
Б) Фиолетовый
В) Оранжевый
Г) Синий
6. Какой цвет можно назвать тёплым?
А) Синий
Б) Фиолетовый
В) Зелёный
Г) Красный
Группам раздаются жетончики за правильный ответ
В течение всего урока команды зарабатывали жетоны. Сейчас прошу передать их на стол учителю.
Сегодня мы проверили, насколько хорошо вы разбираетесь в предмете изобразительное искусство. Но, что несёт в себе это понятие?
На нашей доске расположена палитра, но, какая палитра без красок? Сейчас приглашаю каждого выйти к доске, чтобы сделать нашу палитру яркой и красочной, вы должны будете прочитать, что написано на ваших красочных листочках, что в себе объединяет наша палитра – «Изобразительное искусство» и разместить листочки на доске.
Изобразительное искусство
Виды:
1. Живопись
2. Графика
3. Скульптура
Художественные и технические средства:
4.Масло
5. Акварель
6. Гуашь
7. Витраж
8. Темпера
9. Карандаш
10. Перо
11. Уголь
12. Гелевые ручки
Жанры:
13. Анималистический
14. Портрет
15. Пейзаж
16. Натюрморт
17. Интерьер
18. Бытовой
19. Батальный
20. Исторический
21. Мифологический
22. Религиозный
23. Марина
Учащиеся прикрепляют внутри палитры листочки, с написанными на них фразами, которые объединяет в себе понятие изобразительное искусство
Подведение итогов, подсчёт жетонов, выставление оценок
Всем спасибо за урок!
12