Быть человеком
Внеклассное мероприятие для старшеклассников (9-11 кл.)
Песня «Дорогою добра».
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Совсем немного осталось до того момента, когда мы с вами будем расставаться. С кем-то на три летних месяца, а с кем-то, к сожалению, на всю жизнь. Каждый из вас пойдёт своей дорогой. Только дорога эта пролегает во времени.
День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь…
Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути?
Конечно же, в стране Детства. А помните себя в детстве? (слайд дет. Фото)
Вспомним, что вы написали.
В детстве я был…
В детстве я хотел…
В детстве я не понимал…
Самым главным человеком в детстве был(а)…
В детстве меня научили…
Слайд 8. Действительно, детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далёко.
Слайды 10, 11. Ваш возраст – «пересаживание корней» - самоопределение. Выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас – как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.
Слайд 12. А какие вопросы стоят перед вами?
Вопросы дети формулируют самостоятельно:
Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Чего бы я…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли жить…? С кем мне…? Что мне…? В чём моя…? Как выбрать…? Как преодолеть…? Как получить…? Почему приходится…? Что человеку…? Смогу ли я…?
Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то их них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить сейчас.
- А для чего необходимо задуматься о своём жизненном пути?
Ответы учеников.
Слайд 13. Одно из составляющих сущности человека – выбор своего предназначения.
Слайд 14. Давайте попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни (метод ранжирования). Выберите пять самых главных для вас, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги.
Слайд 17. Попробуем определить, какие же задачи стоят перед вами, исходя из выбранных приоритетов
Слайд 18. Сформулируйте ближнюю, среднюю, дальнюю задачи:
Через 5 лет я буду…
Через 10 лет я буду…
Через 50 лет я буду…
Слайд 15. Вероника Тушнова писала:
Человек живёт совсем немного –
Несколько десятков лет и зим,
Каждый час, отмеривая строго
Сердцем человеческим своим.
Как вы понимаете эти строки?
Отвечают
Слайд 16. Ролик «Год молодёжи» - Ты её надежда…
- Какие мысли возникли после просмотра этого ролика?
- Он про вас?
Слайд 19. Народная мудрость гласит «Жизнь прожить – не поле перейти» На жизненном пути встретятся вам горы и овраги, пропасти и непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?
Слайд 20. Давайте поиграем (На полу мелом начерчена узкая дорожка вдоль стены). Кто сможет преодолеть это ущелье? (ученик, вышедший к доске, не может пройти по дорожке в одиночку и просит помощи у ребят).
Слайд 21 во время прохождения ущелья (песня «Не бывает дороги простой»)
Вам пригодилась помощь друга. Значит, в одиночку с трудностями иногда не справиться. Какие слова из нашего плана говорят о том, что мы должны помогать друг другу?
Люди издавна придумали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.
Томас Джеферсон (американский философ, государственный деятель, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему- то учит, что-то создаёт.
Ничего не делай против своей воли.
Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.
Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.
Никогда не отступай перед трудностями.
Слайд 26. Вторая составляющая часть личности – преодоление, то есть характер, воля, реализация выбора. У нас в запасе есть ещё один предмет – весы. Прочитайте последний пункт из нашего цитатного плана.
«Определим, какие черты характера являются главными в путешествии по дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.
Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.
Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.
Слайд 27. Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:
Лучше горькая …, чем красивая ложь(правда).
Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
… ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
… уму уступает (сила).
Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).
… к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
… человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).
После разгадывания на доске появляются карточки со словами «доброта», «правдивость», «справедливость», «благородство», «честность», «сила», «ум».
Слайд 28. Ролик «Точка, точка, запятая…»
Идти по дороге жизни вы будете со своими друзьями. Мне очень бы хотелось, чтобы эти друзья были и среди одноклассников. Я предлагаю посадить дерево дружбы. Только оно будет у нас необычным – вместо листьев на нём будут ваши ладони. С одной стороны напишите на каждом пальце те черты характера, которые вы цените в друзьях. На другой – имена своих друзей - одноклассников. Ладошки нужно приклеить к стволу.
Слайд 29. Сценка-притча.
Слайд 31. Итак, наше маленькое путешествие закончилось.