Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.
Тип урока - учебный диалог.
Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
Цели урока:
образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;
воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;
развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.
Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.
Ресурсы урока: интерактивная доска
· экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
Просмотр содержимого документа
«урок на тему "Картина -портрет" »
Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.
Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.
Тип урока - учебный диалог.
Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
Цели урока:
образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;
воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;
развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.
Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.
Ресурсы урока: интерактивная доска
экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.
Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.
Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.
Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?
Саша: - Это музеи.
Дети: - Это здание Эрмитажа...
Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.
Дети: - Русского музея...
Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!
Учитель: - У кого какие еще мнения?
Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...
Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.
( Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).
Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?
Дети: - Нет!
Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...
(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").
Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!
Дети: - Разных людей.
Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.
Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.
Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...
Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.
Дети: - Настроение разное и профессия!
Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!
Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?
Дети: - Человек!
Витя: - Портрет!
Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.
Учитель: - Молодцы!
(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).
3.Работа по теме урока.
Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.
Портрет графини О. Орловой.
Портрет императора Николая II.
Портрет В. Мамонтовой.
Девочка с персиками.
Портрет М.Я . Симонович.
Девушка, освещенная солнцем.
Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.
Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.
(На экране портреты В.А.Серова; портрет В.А. Серова «Мика Морозов» (1901 г.))
И среди них этот портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.
Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?
Дети - …
Учитель -Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?
Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!
Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!
Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?
Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!
У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!
Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?
Дети – Да! Трудно!
Учитель – Почему вы так решили?
Дети - …
Учитель - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...
Автопортрет. А.Кастеев
И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»
И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.
Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!
Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?
Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.
Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…
Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.
(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).
Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?
Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».
Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!
Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.
Учитель - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.
Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет.
А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портретах.
( На столах «экскурсоводов»карточки с опорной лексикой.
Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.
4.Постановка художественной задачи практического задания.
Практическая работа учащихся.
Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.
Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.
Учитель оказывает практическую помощь детям. (Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)
5. При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.