Урок разработан для проведения в 6 классе по теме "Натюрморт в графике". Дается подробный план урока, включающий в себя все необходимые этапы урока, слова учителя и ответы учеников. Также имеется этап физкультминутки и рефлексии. Урок проводился как обобщающий и завершающий по теме. Имеется и презентация к уроку, также ученики на уроке заканчивали работу над собственным натюрмортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО "Натюрморт в графике"»
Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике"
Цели и задачи: - закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта; - развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения натюрморта; - способствовать творческому отображению окружающего мира; - развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции; - научить овладению техникой штриха; - воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем; репродукции отечественного искусства разных жанров - И. Хруцкого, И. Машкого, К. Петров – Водкина, И. И. Левитана, В. М.Васнецова, И.И. Репина, В.И. Сурикова, муляжи, набор для натюрморта.
Оборудование: бумага, простой карандаш, мелки. Музыкальный ряд: песенка ( с мечтой о весне) “Я сегодня увидала”, начало симфонических поэм “Шахеризада”.
Ход урока
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Устный опрос. 3.Подведение к теме урока: просмотр кинофрагмента, беседа по просмотренному, сообщения старшеклассников о творчестве известных художников. 4. Практическая работа 5. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока. 6. Задание на дом.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Если видишь на картине Чудо ваза на столе, В ней стоит букет красивых Белоснежных хризантем Стоит множество посуды И стеклянной и простой Может чашка или блюдце С золоченою каймой. А еще, и так бывает, Нарисована там дичь. В завершение положим Спелых персиков и слив А еще в картине может Нарисованным быть торт И поэтому картину называют – натюрморт.
Учитель:Так сказал поэт. Вопрос:А что такое натюрморт с точки зрения художника? Ученик: Натюрморт это мертвая натура ( природа.) Учитель:Да! Натюрморт - это мертвая натура. К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.
А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.
Ученик: На картине Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом в кувшине с рельефным рисунком похожа на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.
Вопрос:что является в картине центром композиции, и какие цвета используются в натюрморте? Ученик: Центром композиции является кувшин, используются в картине теплые и холодные цвета, тень, цвет контрастных цветов. В картине все цвета уравновешены. Вопрос: Какой натюрморт простой, а какой сложный? Ученик: Простой состоит из 1,2-х предметов, сложный состоит из множества предметов. Учитель:А когда интересующиеся картинами спрашивают – чьей кисти эта работа, что это означает? И ещё один вопрос - зачем смотрят наличие подписи на картинах?
Сейчас вашему вниманию будет представлен кинофрагмент. Просмотрите его и обратите внимание на то, насколько были неправы продающая и покупающая стороны картин, т.е. где они допустили ошибки и даже были смешны (Кинофильм «Не может быть» - продажа картин «Берёзовая роща» и «Натюрморт»)
( Беседа по просмотренному кинофрагменту.)Беседа о творчестве художников, работающих в жанре «Натюрморт». Презентации подготовили учащиеся класса (по желанию.).
Физкультминутка. Вверх руки подняли и покачали, Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, Всем улыбнулись И сели работать опять. ( Видео.)
Учитель: А теперь перейдем к практической части.
У нас всё подготовлено для практической части нашего урока. Мы завершаем работу, начатую на предыдущем уроке и по завершении оформляем выставку ваших рисунков. Тему своего натюрморта вы решали самостоятельно: чему вы отдали предпочтение – это мы увидим сегодня.
Приступим к работе. Звучит музыка ( учащиеся завершают свои работы, оформляют подписи и размещают на доске.)
Учитель:Подведем анализ практической работы и выставим оценки. Все вы справились с этой работой. Молодцы! Были небольшие недочеты, но мы их исправили.оформляем выставку (если кто-то из ребят не хочет предоставить свой рисунок на выставку, просто, выставляется оценка.
Задание на дом: на завершающий урок подготовить рисунок на тему «Натюрморт» ( в любом исполнении: в цвете, в чёрно-белом исполнении, в графике, в живописном варианте – тему поменять; это может быть спортивный натюрморт, строительный или музыкальный и т.д.))
Рефлексия. В завершении урока хотелось бы знать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Если вам понравилось на уроке, покидая класс, положите на вазу красное яблоко, а если что-то было не так, как бы вам хотелось, жёлтое.
Уберите на столах и можете быть свободны. До свидания.
МБОУ Кульбаковскаясош
Натюрморт в графике.
Учитель изобразительного искусства
Давыдова Галина Николаевна
20 февраля 2015 г.
Это лёгкая забава Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
( Материал для дополнения в основной план)
(Приложение 5
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики. Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».
Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий материал. Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика
НАТЮРМОРТ
В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта, снедь', цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.)
Конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса
Тема: Натюрморт в графике
Цель урока: Знакомство с новой графической техникой – эстампом.
Задачи:
Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы.
Познакомить учащихся с видами тиражной графики, расширить представления учащихся о графике как виде изобразительного искусства.
Знакомство с различными видами гравюры и произведениями известных мастеров.
Расширить представления учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.
Формировать навыки работы в графической технике.
Развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся.
Воспитывать эстетическое отношение к действительности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов: гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
Метапредметные
Познавательные УУД : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные УУД : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска с этой печатной формы.
Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.
План урока
1.Организационный момент. 2 мин.
2.Актуализация знаний. 8 мин.
3. Сообщение новых знаний. 10 мин.
4. Практическая часть. 20 мин.
5. Итог урока. 5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.
Актуализация знаний. а). Устный опрос - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта. Что обозначает слово « натюрморт»?
+ «Мертвая природа» в переводе с французского .
- В англоязычных странах ему дали более звучное название « stilllife» тихая жизнь.
-Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?
+ Натюрморт рассказывает о жизни вещей.
– Правильно, это картины, героями которых являются различные предметы обихода, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, снедь.
- Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские ,так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.
Учитель показывает слайды с натюрмортами, дети говорят имя автора и название.
Ф. Сурбан «Натюрморт», И. Ф.Хруцкий « Цветы и плоды», П.Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», И. И.Машков «Снедь московская» «Клубника и белый кувшин», Ф. П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Матисс «Красные рыбки», В. Ван-Гог «Подсолнухи», И. Э. Грабарь «Неприбранный стол».
- Назовите основные требования к натюрморту.
- Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.
б). Упражнения в определении правильного композиционного решения натюрморта.
К доске вызываются два человека. Каждый из них самостоятельно составляет композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов ( вырезанных из цветной бумаги). Затем класс анализирует получившиеся композиции, называют их достоинства и недостатки.
Сообщение новых знаний
- Молодцы! Вижу вы научились грамотно составлять композицию натюрморта. На прошлом уроке мы знакомились в основном с живописными примерами натюрмортов. Но как вы знаете натюрморт можно изобразить не только красками, но и графическими материалами. Тема нашего урока так и звучит: «Натюрморт в графике».
-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?
Учитель вывешивает на доску табличку с термином.
+ Произведения искусства выполненные карандашом,углём, пером и тушью.
- Назовите основные средства выразительности в графике?
+ Линия, пятно, штрих, тон.
-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.
- Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики.В случае печатной графики с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется - гравюра.
- Гравюра ( от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы.
Оттиск по-другому еще называют – эстамп
- Печатная форма – доска из металла, дерева, линолеума, камня – матрица
- Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати. При высокой печати - это гравюра на дереве – ксилография и линогравюра – гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом, на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.
- Глубокая печать – гравюра на металле офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.
- Сам принцип оттиска был известен очень давности, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Так в России были доступны людям разных слоёв общества лубки - потешные картинки выполненные в технике гравюры на дереве, недорогие картинки с подписями изображали разнообразные бытовые и политические сюжеты в сатирической форме.
- Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.
Презентация ( офорты - Рембрандт, гравюры – Ф. Мазерель, Г. Захаров, А. Зубов, цветная гравюра – Кацусика Хокусай «36 видов Фудзи».
Практическая часть
а). Объяснение последовательности выполнения работы
Сегодня на уроке будем учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта, то есть сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеиваете печатную форму.
Выполняем эскиз натюрморта на ¼ альбомного листа (сочиняем композицию натюрморта).
Вырезаем из картона предметы составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.
Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.
Наклеиваем элементы натюрморта на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.
Покрываем матрицу краской.
Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем – получается оттиск.
Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины, использовать дополнительные материалы, например кружева.
б). Самостоятельная работа учащихся
Следит за ходом работы и оказывает индивидуальную и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать эскиз натюрморта. Контролирует правильность выполнения приемов работы. Контролирует объем и качество выполненной работы.
Итог урока.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд, пока учитель готовит экспозицию из получившихся работ. Кроссворд выведен на экране. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, затем анализируют получившиеся работы ( если время урока не позволяет решить кроссворд, он выдаётся на листочках в качестве домашнего задания).
По горизонтали: 1. Отпечаток на бумаге. 2. Вид графического искусства, изображение в котором получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. 3. Другое название оттиска.По вертикали: 1. Печатная форма. 2.Гравюра на металле.
Открытый урок "Натюрморт в графике"
Цель урока:
Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка - это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.
Задачи урока: Развивающая:
Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций. Обучающая:
Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Воспитательная:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.
Наглядность и оборудование:
Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик. Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.
Используемая литература:
Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков». технических средствах их достижений.
План урока:
Организационный момент - 1 мин.
Объяснение новой темы - 5 мин.
Практическая часть - 5 мин.
Самостоятельная работа - 18 мин.
Итог урока - 1мин.
Ход урока
1. Объяснение новой темы:
Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше. ( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности. Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.
Приложение 1 (по поводу получения приложения 1 связывайтесь с автором)
С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.
Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной. Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.
Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила.Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные уприёмы работы теми же материалами.
Приложение 5
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики. Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».
Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий материал. Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика
НАТЮРМОРТ
В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта, снедь', цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.
Приложение 6
Приложение 7
Всё о чём говорю - проецируется на экран.
2. Практическая часть:
Ребята должны увидеть какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.
Приложение 8
Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности. Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно. Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения. Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.
Приложение 9
Далее идёт показ поэтапной работы на доске (Приложение 10 )
3. Самостоятельная работа.
Быстрым движением карандаша предлагаю ребятам составить несколько ваз самостоятельно. Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Приступаем к рисованию натюрморта. Всё показываю на доске и говорю, что построение натюрморта может состоять из 8 этапов. Прохожу по рядам и помогаю уточнить рисунок, показываю чуть-чуть штриховки, вывешиваю уже готовые работы, выполненные другими учениками, напоминаю: падающая тень - самое тёмное пятно - выполняется мягким карандашом; собственная тень - темное пятно - плоскость стола вертикальная. Не забыть сказать, что такое блик и рефлекс.
Выставляем работы к доске Проводим анализ работ Разбираем ошибки Выставляем оценки Подвожу итог урока Спасибо за урок.