kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урало - сибирская роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по изучению урало - сибирской росписи. для учащихся 5 класса. По программе Б.М. Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с символикой изображения, учатся выполнять схемы росписи, изучают схематическое прочтение элементов урало - сибирской росписи. Знакомство с урало - сибирской росписью происходит на основе просмотра музея в селе Новосинечихе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урало - сибирская роспись »

Конспект урока


  1. Автор: Хлызова Светлана Вячеславовна- педагог изобразительного искусства МОУ ГИМНАЗИИ № 100 г. Челябинск.


  1. Предмет, класс: Изобразительное искусство. 5 класс.


  1. Тема учебного занятия: “Волшебные узоры”.


  1. Место занятия в учебном процессе: Тема “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.


  1. Форма занятия: объяснение нового материала с применением ИКТ.



Цель урока:

Воспитать у школьников чувство патриотизма, через изучение регионального наследия народного искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию ценностного отношения к народной культуре, как основе этнокультурной самоидентификации личности;

  • Дать информацию об основах и принципах развития традиционного декоративно-прикладного искусства;

  • Предоставить возможность учащимся попробовать себя в художественно-творческой деятельности;

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.

  2. Презентация к уроку.

  3. Творческие работы учителя.

  4. Учебник: “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.

Н. А.Горяева О.В.Островская, М. Просвещение 2005г.


Домашнее задание:

Выполнить эскиз композиции. Определить местоположение этой композиции в домовой росписи.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление новой темы.

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Домашнее занятие.

Ход урока.

Орг. Момент.

Объяснение нового материала.


Издавна русские люди украшали свои жилища.

- Как вы думаете, для чего люди украшали свое жилище?

--------( ответ детей)

На Урале расписывались избы, сени, горницы, стены, потолки, двери... Мастера-«красильщики» украшали и предметы быта: сундуки, прялки, коромысла...

- А какие символы можно применить для украшения уральского жилища?

------( ответ детей)

Художники рисовали невиданные растения со сказочными цветами, ягодами, на которых сидели певчие птички или кукши - синие птички с длинными разноцветными хвостами и черными папахами на головках. И, кажется, вот-вот - и можно вдохнуть аромат цветов, услышать нежное щебетание птиц.

- А вы смогли бы отличить узоры уральских мастеров от других символов на народных промыслах России?

---( ответ детей)

Узоры уральских мастеров всегда можно отличить по их красочности и праздничности.

Ребята, давайте посмотрим, какими красивыми узорами украшали избы.

- А какую особенность вы здесь заметили?

---( ответ детей)

А вы заметили, что все узоры располагаются в определенном порядке и состоят из определенных знаков- образов. Знаковый образ называется семантикой. Во всяком символе складывается нечто неизвестное, загадочное, таинственное.

Просмотрите узоры и попробуйте ответить мне на следующие вопросы.

  1. Какие символы ( образы) используются для украшения избы?

  2. Определите основные композиционные решения урало - сибирской росписи.

  3. Определите основное расположение в интерьере избы семантических знаков.

Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную — красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами: пространство под полатями — сниженным потолком — было своего рода прихожей, уютный угол возле печи, или «середа»,— место работы женщины-стряпухи, а собственно изба с красным углом и столом была местом приема гостей.

Сбоку от входа в избу, на голбце — деревянной перегородке возле печи— обычно нарисовано панно с растущим из вазы кустом. С другой стороны — стена с более скромной росписью. Сверху пространство замыкалось полатями. Лавки, обегающие стены, смыкались с приступочкой голбца. После затемненной тесноты подполатного угла особенно празднично выглядит наиболее светлая часть дома — красный угол.

В оформлении каждого помещения крестьянского дома сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. В пределах избы роспись способствовала ее делению на функциональные зоны.

Роспись всегда выделяла важнейшие части интерьера, в сенях это были входные двери и перегородка, отделяющая кладовую. В избе основное внимание живописца занимала дверь, деревянная обвязка печи с голбцем, полати, перегородка-заборка, красный угол с простенками, потолок.

Наиболее древние композиции и мотивы характерны для оформления очага, а также дверей и ставней. В расписных композициях на голбце были широко распространены солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. Охранительное назначение росписи уже утрачено, но поэтический образ ее продолжает волновать нас.

В красном углу и соседних простенках мастера делали наиболее интересные росписи. Яркий, красочный орнамент, цветы, птицы придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.

В горницах, на заборках писали более свободные композиции с крупными растительными мотивами и сюжетными изображениями, в которых в большей степени ощущалось влияние городской культуры и элементов ампирного декора (венки, гирлянды, букеты, акант).

Функциональность различных членений поддерживала магические и поэтические воззрения. Закрепленные в народном сознании, они стали нормализующим фактором складывающейся традиции декоративной росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее - "под кирпич" и "царскими кудрями".

Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения.

Мастера, создававшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Легкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном

Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни. Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы увидеть нечто большее, чем животное и птица, - человеческий мир.

Основным содержанием росписи ярусов крестьянской избы являлись связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой землей, нижней сферой мироздания; для верхнего с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус-мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.




- Рассмотрите мотивы уральской росписи и выясните их семантическое прочтение.

---( элементы образцов мотивов, выполненные учителем)

- Определите расположение их в домовой росписи.

Практическая работа.

Рисунок мотивов урало – сибирской росписи.


Итог урока.

Выставка работ с символами мотивов урало – сибирской росписи.

Оформление макета уральского дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урало - сибирская роспись

Автор: Хлызова Светлана Вячеславовна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация "Урало-сибирская роспись" "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-uralo-sibirskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "106076"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402939742"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ "
    ["seo_title"] => string(25) "uralo-sibirskaia-rospis-1"
    ["file_id"] => string(6) "142901"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418389464"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Искусство Прикамья "
    ["seo_title"] => string(19) "iskusstvo-prikam-ia"
    ["file_id"] => string(6) "108549"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403755160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства