Конспект урока по изучению урало - сибирской росписи. для учащихся 5 класса. По программе Б.М. Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с символикой изображения, учатся выполнять схемы росписи, изучают схематическое прочтение элементов урало - сибирской росписи. Знакомство с урало - сибирской росписью происходит на основе просмотра музея в селе Новосинечихе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Место занятия в учебном процессе: Тема “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.
Форма занятия: объяснение нового материала с применением ИКТ.
Цель урока:
Воспитать у школьников чувство патриотизма, через изучение регионального наследия народного искусства.
Задачи:
Способствовать формированию ценностного отношения к народной культуре, как основе этнокультурной самоидентификации личности;
Дать информацию об основах и принципах развития традиционного декоративно-прикладного искусства;
Предоставить возможность учащимся попробовать себя в художественно-творческой деятельности;
Оборудование:
Компьютер, медиапроектор, экран.
Презентация к уроку.
Творческие работы учителя.
Учебник: “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.
Н. А.Горяева О.В.Островская, М. Просвещение 2005г.
Домашнее задание:
Выполнить эскиз композиции. Определить местоположение этой композиции в домовой росписи.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление новой темы.
Подведение итогов занятия.
Домашнее занятие.
Ход урока.
Орг. Момент.
Объяснение нового материала.
Издавна русские люди украшали свои жилища.
- Как вы думаете, для чего люди украшали свое жилище?
--------( ответ детей)
На Урале расписывались избы, сени, горницы, стены, потолки, двери... Мастера-«красильщики» украшали и предметы быта: сундуки, прялки, коромысла...
- А какие символы можно применить для украшения уральского жилища?
------( ответ детей)
Художники рисовали невиданные растения со сказочными цветами, ягодами, на которых сидели певчие птички или кукши - синие птички с длинными разноцветными хвостами и черными папахами на головках. И, кажется, вот-вот - и можно вдохнуть аромат цветов, услышать нежное щебетание птиц.
- А вы смогли бы отличить узоры уральских мастеров от других символов на народных промыслах России?
---( ответ детей)
Узоры уральских мастеров всегда можно отличить по их красочности и праздничности.
А вы заметили, что все узоры располагаются в определенном порядке и состоят из определенных знаков- образов. Знаковый образ называется семантикой. Во всяком символе складывается нечто неизвестное, загадочное, таинственное.
Просмотрите узоры и попробуйте ответить мне на следующие вопросы.
Какие символы ( образы) используются для украшения избы?
Определите основные композиционные решения урало - сибирской росписи.
Определите основное расположение в интерьере избы семантических знаков.
Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную — красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами: пространство под полатями — сниженным потолком — было своего рода прихожей, уютный угол возле печи, или «середа»,— место работы женщины-стряпухи, а собственно изба с красным углом и столом была местом приема гостей.
Сбоку от входа в избу, на голбце — деревянной перегородке возле печи— обычно нарисовано панно с растущим из вазы кустом. С другой стороны — стена с более скромной росписью. Сверху пространство замыкалось полатями. Лавки, обегающие стены, смыкались с приступочкой голбца. После затемненной тесноты подполатного угла особенно празднично выглядит наиболее светлая часть дома — красный угол.
В оформлении каждого помещения крестьянского дома сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. В пределах избы роспись способствовала ее делению на функциональные зоны.
Роспись всегда выделяла важнейшие части интерьера, в сенях это были входные двери и перегородка, отделяющая кладовую. В избе основное внимание живописца занимала дверь, деревянная обвязка печи с голбцем, полати, перегородка-заборка, красный угол с простенками, потолок.
Наиболее древние композиции и мотивы характерны для оформления очага, а также дверей и ставней. В расписных композициях на голбце были широко распространены солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. Охранительное назначение росписи уже утрачено, но поэтический образ ее продолжает волновать нас.
В красном углу и соседних простенках мастера делали наиболее интересные росписи. Яркий, красочный орнамент, цветы, птицы придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.
В горницах, на заборках писали более свободные композиции с крупными растительными мотивами и сюжетными изображениями, в которых в большей степени ощущалось влияние городской культуры и элементов ампирного декора (венки, гирлянды, букеты, акант).
Функциональность различных членений поддерживала магические и поэтические воззрения. Закрепленные в народном сознании, они стали нормализующим фактором складывающейся традиции декоративной росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее - "под кирпич" и "царскими кудрями".
Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения.
Мастера, создававшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Легкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном
Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни. Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы увидеть нечто большее, чем животное и птица, - человеческий мир.
Основным содержанием росписи ярусов крестьянской избы являлись связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой землей, нижней сферой мироздания; для верхнего с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус-мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
- Рассмотрите мотивы уральской росписи и выясните их семантическое прочтение.
---( элементы образцов мотивов, выполненные учителем)
- Определите расположение их в домовой росписи.
Практическая работа.
Рисунок мотивов урало – сибирской росписи.
Итог урока.
Выставка работ с символами мотивов урало – сибирской росписи.