«Чертёж земли московской: наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса…»
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
В конце XV века ПРИКАМЬЕ вошло в состав РУССКОГО государства.
В процессе формирования местного населения главную роль играли
выходцы из северных и поморских городов.
Жизнь русских в XVI веке была тяжёлой. Их поселения погибали в огне
пожаров, во время набегов кочевников.
Только с появлением защищённых крепостей –
Чердыни (1535 г.)
Орла – городка (1564 г.)
Нижнего Чусовского городка ( 1568 г.)
Сылвенского и Яйвинского острожков ( 1579 г.)
Открылась возможность для развития ремёсел.
Наш край славен своей самобытной художественной культурой,
яркие проявления которой--
ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА
g
НАРОДНАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ЛИТЬЕ
приобрели широкую известность во всем мире.
Искусство металлического литья
Урало - сибирское металлическое литье
Шаманские образки
I тыс. н.э.
Финно-угорские народы Урала
Человеко-птица
I тыс. н.э. бронза
Усть-Кешерть
Крылатая трёхликая
богиня VII в. бронза
Трёхголовая птица
VI в. бронза
IV в. Лысьвенский р-он
VI в. бронза, литьё
VII-IX в. Верхнее Прикамье
XVII-XIX в.в.
«Усекновенная глава
Св. Иоанна Предтечи»
«Ангел» Нижнечусовские
Городки XVIII в.
«Саваоф» д. Половинка
XVIII в.
Самобытное явление русской художественной культуры
Примитивный человек видел здесь божество во плоти.
Он не знал разницу между божеством и изваянием.
Изваянное божество, да и ещё раскрашенное,
а иногда и одетое
в ризы, покоряло своей ощутимой реальностью,
воздействовало на чувства с неотразимой убедительностью и властью.
«Спас полунощный» XVIII в.
Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны,
объёмы предельно обобщены, многослойная роспись обладает
иконописной структурой.
Из древесных пород мастера предпочитали
сосну и липу.
Дерево обрабатывали с помощью топора и ножа.
пос. Пашия
Г. Соликамск
«Саваоф»
д. Половинка
«Распятие»
Верхне-Чусовские городки
Для росписи на поверхность дерева
наносился левкас (меловой грунт).
Роспись производилась яичной
темперой, нередко дополняясь
позолотой и серебрением.
В XIX веке скульптуры начали
расписывать масляной краской.
« Святые у столпа «
Н а д р е в н е й П е р м с к о й з е м л е
Урало-сибирская роспись
Роспись по дереву
в П Р И К А М Ь Е
«Окно с резным наличником
и расписными ставнями».
XIX—XX вв.
« Пряха за прялкой».
Кунгурский р-он, 1962 г.
«Лагун»
Ильинский р-он
«Конь-каталка»
Пермь XIX в.
Велосипед XIX в.
Ильинский р-он
Шкаф двухпоставной
г. Соликамск XVIII в.
КОНЕЦ
Автор Е.В. Текмаева
Учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 20
Г. Губаха Пермский край
2007 г.