kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Расширить представление детей о различных видах росписи;

            2. Приобщить  к прекрасным истокам декоративно- прикладного                                        творчества.

 

Задачи: 1. Научить детей видеть характерные отличия каждого вида росписи;

               2. Наглядно показать, где используется роспись (предметы быта);

               3. Научить выполнять роспись в определенной последовательности и   способам нанесения элементов росписи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ »

Тема занятия: УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ


Цель: 1. Расширить представление детей о различных видах росписи;

2. Приобщить к прекрасным истокам декоративно- прикладного творчества.


Задачи: 1. Научить детей видеть характерные отличия каждого вида росписи;

2. Наглядно показать, где используется роспись (предметы быта);

3. Научить выполнять роспись в определенной последовательности и способам нанесения элементов росписи.


Оборудование: Географическая карта России, альбомы, цветной картон светлых тонов, заготовки-шаблоны из картона (тарелка, крынка, досочка), циркуль, ножницы, гуашевые краски, кисти разной толщины, стаканы для воды.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Организационный момент: …


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Повторение изученного материала:

- Мы уже знакомились с вами с различными видами росписи. Какие виды декоративной росписи вы знаете?

(дети отвечают: хохломская роспись, Гжель, Пермогорская роспись и т.д.)

Объяснение нового материала: (теоретическая часть)

- Сегодня мы познакомимся с вами с интересным видом росписи, которая не так распространена в народных промыслах, как, например, Хохломская роспись или Гжель. А дело все в том, что этим видом росписи занимаются на Урале и в Западной Сибири (показываю на карте). Как видите это удаленные территории от центра России. Но Россия по всей своей необъятной территории славится своими мастерами и своими делами. И мастера эти самобытны и неповторимы, в каком бы уголке нашей Родины вы не оказались!

Урало-Сибирская роспись одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками.

Историческая справка:

- Зародилась роспись благодаря большому потоку переселенцев, которые стали строить и украшать свои дома. В 17 веке в Сибирь и на Урал переселенцы с Юга Росси и Украины принесли обилие форм, богатую цветовую гамму, композицию.

Масляные краски сибиряки делали сами: растирали цветные глины, из льняного и конопляного семени отжимали масло, из масла варили олифу и затем добавляли «секретный» компонент, благодаря которому рисунок сохранялся на века.

- Желание сделать свою жизнь красивой и уютной помогло зарождению по всей Сибири ремесленных художественных центров, а обилие лесного материала (береза, сосна, кедр, пихта и др.) способствовало развитию дерево-обрабатывающих промыслов. Широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков (записываю на доске). Покрывали изделия цветочной росписью, где в основе композиции был «букет»

(показываю наглядные материалы) Смотри приложение №1.

- В композиции и колорите Урало-Сибирской росписи художники находили удивительную гармонию. Смешение красок, мягкие переходы от одного цвета к другому – все это особенности Урало-Сибирской росписи. Не только бураки расписывали уральские умельцы. К середине 19 века в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером, можно было увидеть веселые расписные предметы быта и посуду: тарелки разделочные доски, скалки, крынки, чайники. Славились на Урале и раскрашенные коромысла.

- Кто из вас знает, что это такое? (записываю на доске: КОРОМЫСЛО)

(дети отвечают)

- Правильно! Коромыслом в старину, а в некоторых деревнях и сейчас (там где нет водопровода) люди носили ведра с водой.

- А еще расписывали прялки, вальки для глажки белья, сечки для рубки капусты. - Видите, сколько новых слов мы сегодня узнали. Давайте проговорим эти новые для вас слова: БЕРЕСТЯНЫЕ БУРАКИ, КРЫНКА, КОРОМЫСЛО, ПРЯЛКА, ВАЛЕК И СЕЧКА.

- А сейчас мы сделаем небольшой перерыв и подготовимся к первой части практического занятия: изготовлению из цветного картона заготовок для росписи. Приготовьте на столе циркуль (у кого есть), ножницы, цветной картон, простой карандаш, линейку и «стиралку». Ничего лишнего на столе быть не должно. Краски и кисты мы приготовим после того, как изготовим шаблоны.

- Те, кто приготовил, могут идти отдыхать:

перерыв 10 минут.


(дежурные открывают форточки – проветриваем помещение)


Практическая часть:

  1. Изготовление картонных шаблонов предметов быта для росписи.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КОЛЮЩЕ-РЕЖУЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ (ножницами и циркулем):

- Не забывайте, что при работе с ножницами и циркулем надо быть осторожными, чтобы не пораниться самим и не поранить других. Кто нам напомнит, какие правила безопасности нужно соблюдать?

(дети отвечают)

- А теперь начинаем изготавливать шаблоны для росписи. Начнем с самого простого: изготовление «тарелочки». Это, конечно, не совсем тарелочка, но для того, чтобы в дальнейшем научиться расписывать тарелки (деревянные, фаянсовые, пластмассовые) сначала надо приобрести навык росписи по кругу.

«тарелочка» у нас будет желтого цвета. Так, что берем лист желтого картона и складываем его пополам, внутрь цветной стороной. Сначала будем учиться расписывать маленькую тарелочку – так легче! Подрастете, будете расписывать большие тарелки и «подносы».

- Те, у кого есть циркуль, чертят окружность

- У кого циркуля нет – берите у меня шаблон-заготовку и, с изнаночной стороны обводите по шаблону окружность. Делайте это аккуратно, не торопитесь.

- А почему мы обводим с изнаночной стороны?


(дети отвечают)

- Правильно!

- Теперь берем ножницы и аккуратно вырезаем по кругу. Сразу обе половинки картона, чтобы у нас получилось две тарелочки: одну вы распишите здесь, а другую – дома. Не торопитесь. Изделие должно быть ровным, чистым, аккуратным и спешка здесь ни к чему!

- Те, кто сделали заготовки, берите коробку для мусора и выбрасывайте обрезки.

- Все изготовили тарелочки под роспись? МОЛОДЦЫ! А теперь подготовимся к росписи: приготовьте гуашевые краски, кисти, стаканы с водой, простые карандаши и резинки.


2.Роспись изделия.

1.Выполнение наброска росписи.

- Возьмите простой карандаш и медленно, без нажима нарисуйте 3 круга, как большие ягоды, как это показано на рисунке.

(сама рисую на доске мелом)

- Лучше уже сейчас учиться рисовать круги от руки, но у кого не получается можно воспользоваться циркулем.

- Нарисовали? Теперь рядом с ягодами рисуем набросок листа. Набросок мы выполняем, так же как и в Хохломской росписи, а вот когда будем прорисовывать гуашью, листок изменится. Рисуем листы рядом с остальными ягодами.

2. Выполнение рисунка в цвете.

- На палитре добавляем в красную гуашь немного белой, чтобы получить насыщенный розовый цвет. Прорисовываем сначала контур ягоды, не закрашивая середины. Затем другой кисточкой берем белую краску и закрашиваем середину, так, чтобы розовая и белая краски немного перемешались. (Показываю на листе бумаги, как это делается)

- Также закрашиваем и маленькие ягоды. Промываем кисти. Белой гуашью закрываем центр листа. Теперь зеленой гуашью прорисовываем листья (показываю).

- Теперь прорисовываем «травку» зеленой гуашью (показываю)

- Коричневой гуашью добавляем «травку» там, где есть свободное поле и где это целесообразно, не перегружая рисунок.

- И в самом конце росписи рисуем контур изделия.


ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ.

- Пока работы сохнут, убираем краски, моем кисти и стаканы с водой.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Все работы получились интересные, не похожие друг на друга. Спасибо за внимание, надеюсь, что дома вы «закрепите» этот вид росписи. Желаю всем творческих успехов!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Автор: Магомедова Светлана Станиславовна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства