В презентации представлен материал о декоративной росписи Урала — одной из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
На уроке познакомимся с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи, как одним из видов народного творчества. Бурачный промысел, роспись прялок, домовая роспись. - все это свидетельствует о том, что искусство уральских мастеров росписи по дереву не умерло и что оно находит своих подвижников — преданных народному искусству людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Урало-сибирская роспись" »
Урало-сибирская
роспись
Выполнила: Крапивина Людмила Павловна,
преподаватель изобразительного искусства
МКОУ ДОД АГО «Ачитская ДШИ»
Цель
познакомиться с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи.
Исследовательский этап–
знакомство с традициями урало - сибирской росписи как одним из видов народного творчества
на основе исследовательской работы выполнить реферат и мультимедийную презентацию.
Творческий этап-
развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи
Задачи
Русское народное искусство необычайно многогранно. Начиная от громадных храмовых построек, крестьянских изб, мельниц, амбаров и кончая одеждой и всей домашней утварью.
История
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.
Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, переимчивыми .
Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины.
Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты.
Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии .
Урало-сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок.
Ее отличие состоит в том, что роспись совершается без термической обработки, то есть холодным способом.
Эта роспись проста в технике своего выполнения.
В росписи используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются.
Композиция в стиле урало-сибирской росписи
Роспись берестяных бураков.
В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений
Прялка.
Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок.
В избах мы нередко видим темно-пурпуровый цвет - символ тяжелой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый - надежды, жизни, подвига; белый - чистоты, бессмертия; голубой - девственности; светло-желтый, золотистый - славы и царственности.
Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы).
Уральская домовая роспись.
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному.
Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».
Очень жалко, что в настоящее время, эта красивая традиция росписи дома прекратила своё существование.
Мастера росписи – это творческие люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая «на глаз» создавали очень свежую, непосредственную, живую картину.
В росписи преобладали цветные тона. Краски делали из местных минералов, принося с собой и растирая их на месте, используя олифу. Поверхности выравнивали, очищали пемзой, шпаклевали или оклеивали тканью, делали грунтовку.
Мотивы и цвет в урало-сибирской росписи
Обеденный стол окрашивался разными цветами, при этом доминировали: красный, синий, зеленый, светло-коричневый. В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг - символ жизни - с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.
Основные мотивы росписи
цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
Искусство уральских мастеров росписи по дереву не умерло и что оно находит своих подвижников — преданных народному искусству людей.